Трехсторонний миротворческий проект «Гражданские слушания: Тбилиси, Цхинвали, Сухуми» завершился 31 января в Ереване.
Нино Гоголашвили, директор НПО «Кавказский центр гражданских слушаний», возглавляющая этот проект, рассказывает о проделанной работе.
— Начиная с 2009 года я и мои коллеги работаем в этой сфере. Вначале мы осуществили совместный проект, в котором приняли участие граждане Азербайджана, Армении и Грузии, то есть, в Южно-Кавказском формате. Позже мы решили добавить новый компонент, расширить тематику встреч и встечаться в формате Сухуми-Цхинвали-Тбилиси. По миротворческой тематике работают много организаций, но лично у меня к ней также был большой интерес, я хотела внести свой вклад в миротворческий процесс. Считаю это моей главной целью и призванием.
— Расскажите подробнее о проекте, который завершился на днях.
— Проект «Гражданские слушания: Тбилиси, Цхинвали, Сухуми» длился в течение одного года. Представители неправительственного сектора, журналисты и гражданские активисты из Сухуми, Тбилиси и Цхинвали собирались в Ереване и проводили дискуссии на различные темы, которые для всех трех сторон были важными и актуальными. Каждая сторона была представлена одним докладчикам, то есть, зачитывалось три доклада, а затем начинались дискуссии. Всего за год, в рамках проекта, прошло четыре такие встречи. Хочу отметить, когда грузинская сторона фиксирует какую-либо позицию, до Цхинвали и Сухуми зачастую доходит исковерканная информация. Поэтому, очень важны встречи лицом к лицу, когда ты можешь нормально объяснить свою позицию, что ты имеешь в виду, чисто по-человечески, а не так, как это может быть изложено в сухой статье. Похожее происходит и с другой стороны.
— Как происходил выбор тем?
— Это очень важный процесс, так как мы предлагали те темы, которые волнуют и интересуют все три стороны. Например, мы не могли обойти конфликт в Украине. У всех трех сторон были интересные доклады, развернулась бурная дискуссия. Но, несмотря на то, что позиции трех сторон радикально различались, было важно, что мы смогли донести их до наших обществ. Также, важной и интересной стала тема Евроинтеграции Грузии и то, каким видят этот процесс в Сухуми и Цхинвали. Мы объясняли нашим коллегам, какие положительные стороны есть у этого процесса и что это принесет в результате Грузии. Доклады по темам радикально отличались, но для этого мы и встречаемся, чтобы попытаться понять и услышать друг друга.
— Как вы бы оценили результаты проекта?
— Я не хочу произносить высокопарных слов, мы понимаем, что сразу достичь явных и конкретных результатов сложно, миротворческий путь долгосрочный, сложный, но единственно верный. Могу сказать, что на этом этапе мы достигли того, что грузинские, абхазские, осетинские журналисты, участвовавшие в проекте, смогли продолжить сотрудничество напрямую со своими коллегами. Журналисты из Цхинвали и Сухуми свободно давали интервью для грузинских изданий, что, конечно же, помогает получению правдивой информации, так как и в грузинских СМИ проходит очень много недостоверной и искаженной информации. Когда в Абхазии и Южной Осетии что-то происходит, журналисты напрямую связываются со своими коллегами, получают информацию от первоисточников. Самое главное, что эти журналисты в течение нашего проекта смогли завоевать доверие друг друга, наладить обмен информацией.
— С какими сложностями вы столкнулись в процессе организации встреч?
— Конечно, организация таких встреч всегда связана с трудностями. Недоверие, прессинг со стороны местных властей (недавнее заявление КГБ Южной Осетии) и общества. Но везде находятся журналисты со здоровым мышлением, которые не поддаются прессингу и включаются во встречи. Мы не принимаем на встречах никаких политических решений, не делаем громких заявлений, это не наша цель. Наша задача – укрепить контакты между людьми, сотрудничество между журналистами и гражданским сектором, быть открытыми, отказаться от языка ненависти. Мы должны научиться слушать и слышать друг друга.
— Какова роль женщин в миротворческих процессах?
— В целом, очень важна включенность женщин в разрешение конфликтных ситуаций. Для меня только тогда команда считается полной, и процесс может идти в правильном русле, когда в ней равноправно работают как мужчины, так и женщины. В нашем проекте женщин было большинство, и они были очень активными участниками всех встреч.
— Как известно, сейчас проект завершился. Что вы собираетесь делать в будущем?
— Уровень доверия друг к другу за время проекта возрос и это самое главное. На нашей завершающей встрече мы все вместе — грузины, абхазы и осетины обсуждали планы будущего совместного сотрудничества, обменивались идеями. И я очень надеюсь, что мы сможем воплотить в жизнь наши общие идеи, которые одинаково интересны всем сторонам.
Интервью подготовила Эдита Бадасян