Мнение: Власть и слабость резолюций

Юлия Харашвили, лидер НПО «Согласие», и Роза Кухалашвили, руководитель организации «Женсовет Абхазии», много лет работают с населением, вынужденно-перемещенным из зоны войны. Их организации, подобно ряду других, имеют большую экспертную практику в миротворчестве

о женщинах, войне, мире и безопасности

Скажите, когда вам начинают пересказывать пакты, конвенции и протоколы – на какой минуте вы внутренне зевнёте? Подумаете о чем-то своем? Посмотрите в окно?

Безусловно, Резолюции Совета Безопасности ООН под номерами 1325, 1820, 1888, 1888 и 1960 – не самое занимательное чтение. Однако вчитаться стоит. Особенно тем, для кого тема войны и мира не является абстрактной. Давайте разберемся с базисным смыслом этих документов.

Первое: вооруженный конфликт несет с собой специфические угрозы женщинам, которые слишком часто используются как средство давления на противника. Орудие устрашения, мести, шантажа. Резолюция 1325 – впервые настолько четко и однозначно – сказала: государства обязаны покончить с этой практикой, сексуальное насилие как военная практика должно уйти в прошлое.

Второе: так называемые «женщины, старики и дети» — это не какая-то инертная масса, а вполне самостоятельные люди, имеющие свои интересы и предложения во время миротворческих операций, свои соображения об устройстве лагерей беженцев и системы первичного выхода из конфликта. Учитывая этот факт, разнообразные наблюдатели и миссии – с одной стороны, должны иметь в своем составе женские кадры; а с другой – обязаны прислушиваться к тому, что говорят им женщины-активистки и женщины-эксперты.

И третье: в постконфликтной ситуации, когда идет миротворческий процесс, точка их зрения должна иметь выход на уровни принятия решений, а сами женщины должны обязательно там присутствовать. Три последовательных задания государствам на трех стадиях конфликта.

Руководитель программы «Женщины – за мир и согласие» Грациэлла Пига:
— Есть страны более открытые для диалога, есть совершенно закрытые. Однако во всех без исключения в службах безопасности слишком мало женщин. Сохраняется стереотип о том, что это не место для женской карьеры. Лидерам кажется, что таким образом они уберегают нас от трудностей, связанных с этой работой. Но на самом деле это ни что иное, как дискриминация. Если женщины хотят и могут заниматься этим, то они должны иметь такие же возможности, как и мужчины

Почему не работает?

Резолюция 1325 – первая и главная среди последующих «сестер», перечисленных выше. Впервые я услышала о ней осенью 2002 года, от моей подруги Розы Кухалашвили, которая принесла текст Резолюции на очередное заседание нашего Женского Миротворческого Совета. В нем было объединено несколько неправительственных организаций, которые работали в контакте с активистками из Абхазии и Южной Осетии. Цели у нас были амбициозные, но вполне выполнимые: мы хотели объединиться с женщинами на той стороне и выработать единые (или хотя бы похожие) запросы к своим властям. Верилось: формулировать их надо настойчиво, грамотно и синхронно – и тогда наши правители не смогут — не посмеют! — их игнорировать.

И вот – Роза Кухалашвили приносит окрыляющий документ. Оказывается, нужная Резолюция к тому моменту уже два года как присутствует в этой жизни (принята 31 октября 2000 года), притом она обязательна для всех стран, ее подписавших, и Грузии в том числе. Хотя в Грузии на тот момент никто о ней не слышал. Наш Совет положил немало усилий на то, чтобы просто рассказывать всем подряд об этой Резолюции: министрам, парламентариям, журналистам, «беженцам». Мы проводили встречи, дискуссии, тренинги с участием самых разных людей, писали статьи, рассказывали в доступных телепередачах. Эта работа шла три года, и один раз нам даже удалось организовать Общественные слушания в парламенте. Однако погоды это не сделало.

Резолюция осталась хорошими и правильными словами. Она отказывалась работать.

Максимум, на что шли чиновники – посидеть на наших мероприятиях, выступить, дать интервью. Это – все. А у нас были идеи! Контакты на «той стороне». Доверие. Видение, смелость, честность, патриотизм! Мои подруги-соратницы нередко были намного сильнее госэкспертов. Но когда мы поднимали вопрос о включении в переговорный процесс, нам говорили: «Куда?! В правительственную делегацию? Вот когда она станет министром обороны, тогда пусть и участвует. Формат!»

Лидеры женского движения Грузии, национальные партнеры Межрегиональной программы «Женщины – за мир и согласие»

Как заставить работать?

Однако само словосочетание «Резолюция 1325» все- таки поселилось в лексиконе, и ее внедрение в общественные дискуссии продолжалось. За эти годы женское движение провело сотни семинаров, тренингов, экспертных встреч. На них капля за каплей конденсировались подходы. Задача была понятной: сделать так, чтобы Резолюцию могли использовать женские активисты-миротворцы. Их осведомленность о документе и его возможностях уже присутствовала. Для успеха нужна была готовность государства. Но ведь не зря же многие годы женское движение настойчиво приглашало к сотрудничеству чиновников самых разных ведомств! В этом смысле начало новой программы удачно легло в уже сложившийся контекст.

Новый этап: кросс-региональная Программа

Полностью она называется так: Межрегиональная программа «Женщины – за мир и согласие: повышение ответственности за исполнение резолюций СБ ООН 1325, 1820, 1888, 1889». Ее осуществляют ООН Женщины при поддержке Европейского Союза – причем не только в Грузии, но в 8 странах Южного Кавказа, Центральной и Южной Азии. Это большая, многоступенчатая и сложная программа, и я как-нибудь расскажу о ней отдельно. Ее главная амбиция – заставить работать Резолюции на уровне государства. Это невозможно сделать вдруг, одним волевым решением пусть даже всех министров и всех парламентариев. Потому что решение проблемы лежит в глубоких недрах вопроса о равенстве. Оно глухо прикрыто мифами о «предназначении» мужчин и женщин, замаскировано сугубой секретностью служб безопасности. Для того, чтобы Резолюция начала работать, она должна пробить все эти наслоения. Понятно, что при наличии политической воли сделать это значительно легче.

Русудан Кервалишвили, бывший председатель Парламентского Совета по гендерному равенству:
— Национальный План Действий очень важный инструмент для укрепления безопасности. Учет потребностей женщин в ситуациях конфликта и в ходе его разрешения, их участие в мирных переговорах – это гарантия безопасности для всех. Для Грузии, где так много пострадавших от конфликта, такие документы, как Резолюция 1325 имеют первостепенное значение

Вот почему в этой Программе лидирует Грузия. (Или лидировала – я пока не знаю, как сказать правильно в контексте наших политических перемен). Грузия лидировала потому, что начала пробивать наслоения значительно раньше, чем другие страны – участницы Программы. К ее началу у нас уже был Закон о гендерном равенстве – и уже работал Гендерный Совет при парламенте. Это обстоятельство можно считать ключевым, ибо Совет — это большая лоббирующая сила. До недавнего времени его возглавляла Русудан Кервалишвили, которая сделала очень многое для успеха женского движения. И на этот раз ставка была сделана на партнерство с Советом. В декабре прошлого года в Грузии состоялось СОБЫТИЕ: был принят Национальный План Действий (НПД) по имплементации Резолюций. Он вырабатывался в течение двух лет, при участии многих экспертов; с полным основанием можно сказать, что это плод огромного коллективного труда. НПД расписывает функции разных государственных служб, последовательность и конкретные сроки. Этот документ уже сделал Грузию лидером. Если дела пойдут так, как запланировано, то наша страна даст миру уникальный опыт, опишет его, разложит по полочкам для использования в любом другом месте. Создаст, что называется, прецедент.

Помимо Национальных Планов Действий, Программа «Женщины – за мир и согласие» имеет ряд других направлений: усовершенствование помощи жертвам сексуального насилия во время конфликтов, работа с сектором безопасности, активизация локальных партнерских инициатив в поддержку женщин.

Межрегиональная программа «Женщины – за мир и согласие»: партнеры из 8 стран: Грузии, Армении, Азербайджана, Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана, Пакистана и Афганистана. Встреча в Тбилиси, май, 2012

Как застраховать достигнутое?

Когда бросаешь взгляд в прошлое, видишь, что сделано многое. Насколько необратимы результаты, которых мы добились? Останутся ли сформированные планы законом и для нового политического курса? Захочет ли новая власть поддерживать нужные нам институты и практики? Разделит ли ценности женского движения? Использует ли его экспертный потенциал? На эти вопросы ответит только будущее. Оно формируется сегодня. Женскому движению надо активнее участвовать в процессе. Пока другие разбирают портфели, успеть оградить и подстраховать то, что реально важно для национального развития. При любой власти.

Галина Петриашвили
(снимки автора)

Будьте на связи, общайтесь с нами!

spot_imgspot_img

Статьи по теме

spot_img

Будьте с нами на связи

[td_block_social_counter facebook="womenpeacenetwork" style="style6 td-social-boxed" open_in_new_window="y" f_counters_font_family="394" f_network_font_family="891" f_counters_font_size="eyJhbGwiOiIxNCIsImxhbmRzY2FwZSI6IjEzIiwicG9ydHJhaXQiOiIxMiJ9" f_network_font_size="eyJhbGwiOiIxMyIsImxhbmRzY2FwZSI6IjExIiwicG9ydHJhaXQiOiI5In0=" counter_color="#ffffff" counter_color_h="#ffffff" network_color="#ffffff" network_color_h="#ffffff" tdc_css="eyJsYW5kc2NhcGUiOnsibWFyZ2luLWJvdHRvbSI6IjMwIiwiZGlzcGxheSI6IiJ9LCJsYW5kc2NhcGVfbWF4X3dpZHRoIjoxMTQwLCJsYW5kc2NhcGVfbWluX3dpZHRoIjoxMDE5LCJwb3J0cmFpdCI6eyJtYXJnaW4tYm90dG9tIjoiMjAiLCJkaXNwbGF5IjoiIn0sInBvcnRyYWl0X21heF93aWR0aCI6MTAxOCwicG9ydHJhaXRfbWluX3dpZHRoIjo3NjgsInBob25lIjp7Im1hcmdpbi1ib3R0b20iOiI0MCIsImRpc3BsYXkiOiIifSwicGhvbmVfbWF4X3dpZHRoIjo3NjcsImFsbCI6eyJtYXJnaW4tYm90dG9tIjoiNDAiLCJkaXNwbGF5IjoiIn19" youtube="UCfv3cw8TlPW0tluF3EGpbuA" twitter="tagdivofficial"]

Новые статьи