«Мы не подчинимся законам, в принятии которых не участвовали, и правителям, которые не учитывают наши интересы», — Эбигейл Адамс, 1776 год.
Первая леди США произнесла эту фразу еще тогда, когда война была «делом мужчин» и только они решали – когда, на какой срок, с кем и с какой целью начинать боевые действия. В то время, как мужчины жертвовали жизнями ради высоких идей или политических интересов, среди сохраненных всемирной историей имен и дат военных действий, мало внимания уделяется историям женщин, жизнь которых война сделала одной большой трагедией.
В наши дни, за пестрыми рекламными банерами, за вечерами в дорогих барах, за развлекательными телешоу и ежедневной рутиной, мы забываем о живущей в Тбилиси девочке, отец которой погиб во время войны в Абхазии. Ну и что, что она была тогда маленькой и почти не помнит войны, зато она помнит как росла без отца. Каждый год, в годовщину войны, вместо могилы она идет к мемориальной доске на Площади Героев, чтобы там оплакать жизнь, в качестве компенсации за которую семья, лишившаяся кормильца, получает ежемесячное мизерное пособие.
Мировые организации, наверное лишь прийдя к выводу о том, что для избежания конфликта необходима превенция, вспомнили, что меньше всего хотят войны те обреченные на жизнь женщины, мужья, сыновья и отцы которых уходят воевать и не возвращаются.
Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1325 о Женщинах, Мире и Безопасности. Грузия, в свою очередь, взяла на себя обязательство ее выполнить.
СБ ООН фиксирует в резолюции свою позицию:
«.. выражая обеспокоенность по поводу того, что гражданское население, особенно женщины и дети, составляет подавляющее большинство среди тех, на ком негативно сказываются вооруженные конфликты, включая беженцев и вынужденных переселенцев, и все чаще становится мишенью для комбатантов и вооруженных элементов, и признавая обусловленные этим последствия для прочного мира и примирения,
вновь подтверждая важную роль женщин в предотвращении и урегулировании конфликтов и в миростроительстве и подчеркивая важность их равноправного и всестороннего участия во всех усилиях по поддержанию и содействию укреплению мира и безопасности и необходимость усиления их роли в процессе принятия решений в отношении предотвращения и урегулирования конфликтов…»
Основываясь на резолюциях СБ ООН №№1325, 1820, 1888, 1889 и 1960, Совет гендерного равноправия при парламенте Грузии разработал Национальный план действий на 2012-2015 годы.
План предусматривает осуществление мероприятий по четырем основным направлениям:
1. Участие женщин на уровне принятия решений в процессе решения, превенции и управления конфликтом.
2. Учет потребностей женщин в превенции конфликта и пресечение всех форм насилия в отношении женщин.
3. Защита прав женщин, пострадавших от войн и конфликтов, обеспечение их физической, социальной, экономической и политической безопасности.
4. Помощь и реабилитация, удовлетворение специфических потребностей женщин в конфликтных и постконфликтных ситуациях.
Бывшая руководитель Гендерного совета при парламенте Русудан Кервалишвили, под руководством которой и был разработан плен действий, считает его одним из самых главных достижений совета. Именно благодаря совету, международным организациям и гражданскому сектору были предприняты определенные шаги:
«В условиях нехватки ресурсов, в основном за счет энтузиазма, в период нашей деятельности Совет гендерного равноправия стал постоянной институцией, был принят закон «О гендерном равноправии», «План действий на 2011-2013 для обеспечения гендерного равноправия», «Национальный план действий на 2012-2015 годы для осуществления резолюций СБ ООН №№1325, 1820, 1888, 1889 и 1960» и другие важные законодательные изменения, касающиеся борьбы с траффикингом и насилием в семье», — говорит Русудан Кервалишвили.
Осуществление принятого плана действий теперь прерогатива уже новых депутатов. В состав Совета, под председательством Мананы Кобахидзе входят Гиорги Цагареишвили, Виктор Долидзе, Гигла Агулашвили, Эка Беселиа, Иракли Соселиа, Гугули Маградзе, Нана Кеинишвили, Давид Бакрадзе, Тинатин Бокучава, Мариам Саджаиа и Гиорги Гозиашвили.
По словам Гугули Маградзе, действующая власть не намерена менять решение о сохранении Гендерному совету постоянной функции и считает, что именно с помощью Совета в стране должны приниматься законодательные, и не только, решения, для достижения реального гендерного равноправия.
По ее словам, в будущем, Совет собирается сфокусироваться на двух основных направлениях.
«Если у женщины нет экономических возможностей, она сконцентрирована не на политической деятельности, а на том, чем кормить завтра семью и детей. Мы должны постараться, чтобы женщины сумели в экономическом плане встать на ноги, в том числе путем развития малого и среднего бизнеса. Поэтому, мы сделаем все для того, чтобы главный акцент Гендерного совета и международных организаций перешел на экономическое усиление женщин», — говорит она.
Второй важный вопрос, по словам Гугули Маградзе, это резолюция ООН 1325, участие женщин в превенции, в постконфликтный период, в народной дипломатии и переговорах на более высоком уровне.
«И мы считаем, что Гендерный совет при парламенте многое может сделать для этого. Во-первых, подготовить тех, кто принимает решения, чтобы включить в процесс переговоров как можно больше женщин. Одним шагов к этому было увеличения числа женщин в Женевских переговорах, но реально, они пока не успели включиться в процесс. Мы считаем, что эта структура должна использоваться для того, чтобы отобрать женщин, имеющих достаточно знаний, опыта и возможностей, для плодотворного участия в переговорах».
По словам депутата, помимо Женевского формата можно также думать о создании параллельных структур, для урегулирования отношений с Россией, Абхазией и Южной Осетией. «И мы знаем, что со всех сторон представлены очень активные женщины, которые хотят урегулировать отношения».
«Тут не идет речь о том, какой статус будет у Абхазии или Осетии. Сперва необходимо решить целый ряд вопросов для того, чтобы жители Абхазии и Южной Осетии увидели, что отношения с Грузией им выгодны и важны для будущего. Очень важно, чтобы граница была более прозрачной, чтобы нам не приходилось ездить в третьи страны для того, чтобы встретиться друг с другом. Граница есть и между Палестиной и Израилем и у них гораздо более напряженные отношения, но там есть договора, по которым израильские компании обслуживают Палестину, а палестинцы переходят на работу в Израиль. Мы можем добиться того, чтобы ездить в Абхазию и встречаться с нашими коллегами, а они, в свою очередь, приезжали в Тбилиси, чтобы студенты встречались и проводили совместные конференции, чтобы осуществлялись совместные бизнес-проекты. А вопрос статуса оставить нетронутым до тех пор, пока отношения не созреют, чтобы говорить о нем. То, что абхазы приезжают в Грузию для медицинского обслуживания, это очень хорошо и мы должны еще более расширить для них эту возможность. Сегодня, в Грузии они могут получить более качественное медицинское обслуживание. Разумеется, его можно получить и в России, но это и дальше, и дороже. То-же касается образования, бизнес-проектов, совместных женских инициатив. Наш Гендерный совет может этому содействовать, в том числе на законодательном уровне”.
Сегодня, несмотря на существование планов и резолюций, главным вызовом остается их эффективное претворение в жизнь. Необходимы усилия каждого, чтобы добиться превенции войны, как самой большой угрозы человечеству и для восстановления человеческих отношений в эпоху, когда в какой точке мира бы вы не жили, главным является благополучие своих детей и семьи.
Эка Кутубидзе, Женская демократическая сеть