Домашнее насилие – тема, которая вызывает много эмоций и дискуссий, но, к сожалению, часто остается не услышанной и закрытой.
Писать о домашнем насилии, фотографировать и снимать на камеру настоящие истории для журналистов сложно и долго. Поэтому, хотелось бы поговорить об альтернативном способе освещения данной проблемы – социальной журналистике и ее возможностях, когда сами жертвы домашнего насилия или их близкие способны повлиять на общественное мнение и информационный фон общества.
Написать данную статью мне пришло в голову после просмотра одного хорватского видео ролика на Youtube:
Этот ролик недавно появился на разных соц. сетях и за короткое время стал очень популярным. Его за один год «жизни в сети» пересмотрели около 25 миллионов раз. Более 10 000 людей из разных стран мира оставили свои комментарии под этим видео.
Читая их, видишь, что проблема семейного насилия актуальна везде. Многие включились в дискуссию, поделились своим опытом, признали (может быть пока только для самих себя), что больше молчать не нужно и проблему можно решить. И может быть, это видео кому-то где-то помогло.
Много это или мало судить вам, но напомню, что средний тираж популярных изданий редко превышает несколько сот тысяч. Люди из разных стран стали делиться хорватским видео роликом или, как это сейчас модно называть, «шерить» его. Таким способом видео ролик, в котором женщина, регулярно подвергающаяся физическому насилию в семье, фотографировала себя каждый день в течении целого года.
Потом она сложила все фотографии одна за другой и сделала короткое видео без слов. Сменяя друг друга фотографии рассказали о том, с чем каждый день сталкивается эта молодая женщина. На многих фотографиях лицо женщины избито, у нее синяки и побои. И это периодически повторяется. Потом раны заживают, она снова улыбается на фотографиях и радуется жизни… И вот опять она подвергается насилию в семье и с фотографии на нас смотрит девушка с разбитой губой, синяком под глазом и потухшим взглядом.
Этот видео ролик интересен и уникален тем, что он непосредственно показывает историю одной женщины ее же устами (или точнее, ее глазами). Тут нет журналистов или редакторов и они, по сути, в данном случае, совсем не нужны. Так как информационный заряд, передаваемый видео роликом, не нуждается в объяснении.
Наш мир, жизни людей и народов сегодня зависят от направлений глобализации и понятия идентичности и самосознания конкретной личности и всего народа. Именно от самосознания конкретных индивидов сегодня во многом зависит формирование новых обществ вне зависимости от принадлежности к территориальным, этническим, национальным, конфессиональным, сексуальным и др. группам.
Революция информационных технологий и реструктуризация капитализма сформировала новый тип общества – сетевое общество (network society), оно же, в свою очередь, строится на основах гражданского общества и многоуровневой идентичности отдельного индивида. По мнению американского социолога Мануэля Кастельса, именно сети составляют новую социальную морфологию наших обществ.
Главенствующую роль в формировании информационного пространства в таком обществе занимает так называемая, новая медиа и социальная журналистика. Именно на этих новых терминах я бы и хотела немного задержаться. Так как именно хорошее понимание происходящих процессов помогает в умелом их использовании на практике.
Само сетевое общество — это социальная структура, основанная на сетях, управляемых информационно-коммуникационными технологиями, основанными на микроэлектронике и сетях компьютера, которые генерируют, обрабатывают и распределяют информацию через системы сетей. Сетевое общество может быть определено как социальное формирование с инфраструктурой социальных сетей и медиасетей, активирующее их основной способ организации на всех уровнях (на личном уровне, групповом, коллективном и общественном).
Эти сети связывают все системы или части этого формирования. В западных обществах человек, связанный сетями, становится основным узлом сетевого общества. В восточных обществах это могло бы все ещё быть группой (семья, сообщество, трудовой коллектив), связанной сетями. В современном процессе индивидуализации основным узлом сетевого общества стал человек, который связан сетями.
Новые медиа же — это в свою очередь концепция, утверждающая, что новые методы коммуникаций в мире цифровых технологий позволяют небольшим группам людей собираться вместе online и делиться мнениями, информацией, продавать и обменивать товары и информацию. Также позволяет большему количеству людей иметь права голоса в своем сообществе и в мире в целом.
Самая важная структурная особенность новых медиа — интеграция телекоммуникационных технологий. Вторая структурная особенность медиа текущей коммуникационной революции — рост интерактивных средств массовой информации. Интерактивность представляет собой последовательность действия и противодействия.
Теперь давайте вспомним видео ролик, о котором мы говорили вначале и выше упомянутый тезис Мануеля Кастелса: «Интерактивность представляет собой последовательность действия и противодействия». Что это значит в реальности конфликтных регионов Кавказа, где проблема домашнего насилия в силу психологических травм, безденежья и социальной замкнутости, стоит очень остро?
Социальные сети могли бы стать в таких регионах доступным информационным рупором для освещения проблем домашнего насилия, где у отдельно взятой женщины есть возможность непосредственно выразить свое мнение, рассказать свою историю или показать проблему своего сообщества.
Этим и хороша в данном случае социальная журналистика: любой человек может непосредственно легко и вполне доступно указать на проблему. И может быть, его действие создаст противодействие проблеме. И может быть его действие (ролик на Youtube, статус или комментарий на Facebook или Twitter) создаст противодействие проблеме. Или хотя бы поднимет общественную дискуссию или же заставит задуматься отдельно взятого индивида.
Журналистка Регина Егорова-Аскерова