Ассоциация молодых юристов Грузии опубликовала исследование о «Государственной политике по обеспечению беженцев жильем». В нем анализируется, насколько эффективными были шаги, предпринятые правительством в этом направлении, и какие замечания и рекомендации есть у организации к правительству.
Ассоциация молодых юристов (АМЮ), которая изучила государственную политику по обеспечению беженцев жильем и в процессе этого выявила не один недостаток, считает, что повторная регистрация беженцев, прошедшая в 2014 году, дала возможность определить их фактическое место жительства и обновить информацию, имеющуюся в базе данных министерства. Однако этот факт в качестве механизма лучшего планирования политики расселения не был эффективно использован. Несмотря на то, что за последние годы в вопросе обеспечения беженцев жильем были предприняты определенные шаги, этот вопрос все равно остается одним из самых проблематичных.
По словам автора исследования, юриста АМЮ Ноны Курдованидзе, согласно информации, предоставленной Министерством по делам вынужденно перемещенных с оккупированных территорий лиц, беженцев и расселению, у них нет данных о том, сколько семей из зарегистрированных в т.н. «частном секторе» беженцев являются собственниками жилой площади. Министерство также не владеет информацией о том, сколько семей из числа тех беженцев, которые были обеспечены долгосрочным жильем, было зарегистрировано в «частном секторе».
«В этом положении трудно принять стратегическое решение с целью улучшения жилищных условий беженцев. Хотя недостатки политики по обеспечению беженцев жильем не ограничиваются только этим. Одним из проблематичных вопросов является процесс приватизации жилых площадей. В различных поселениях были выявлены разные проблемы, например, выясняется, что беженцев не информируют о приватизации надлежащим образом. Также, в некоторых случаях уже приватизированные квартиры не удовлетворяют соответствующих жилищных стандартов, что представляет собой большую проблему», — говорит Нона Курдованидзе.
Исполнительный директор Ассоциации молодых юристов Тамар Гварамадзе указывает на другие недостатки политики расселения беженцев: «Важной проблемой является деятельность в этом процессе Министерства по делам беженцев, посредством которой оно осложняет использование механизма обжалования. Если беженец во время процедуры расселения обращается в министерство и просит обеспечить его жильем, практика, к сожалению такова, что ему своевременно не дают обоснованный письменный отказ и не дают беженцу возможности использовать право обжалования этого решения. Право обжалования – очень важное право беженца».
Что касается рекомендаций, представленных в исследовании, подготовленном АМЮ для правительства, наряду с другими рекомендациями в процессе обеспечения жильем, юристы указывают на пересмотр критериев и систему присуждения баллов.
Мурад Аблотиа говорит, что работа над пересмотром этих критериев уже начата: «Дополнительно были введен новый критерий – проживание в доме у родственников или друзей. Есть тысячи семей, который живут именно в таком положении и введение этого изменения произошло по их просьбе и такое положение уже оценивается одним баллом. Также возросла оценка за погибшего члена семьи и таким семьям присваивается три балла. Выросли баллы для ветеранов войны. Дополнительно была введена оценка наград, полученных на войне. Уже существует проект, одобренный указом правительства, согласно которому в течение последующих десяти месяцев более 10 тысячам семей беженцев в собственность будет передана жилплощадь».
Напомним, что на сегодняшний день в Грузии зарегистрировано до 257 тысяч вынужденно переселенных лиц, а число семей беженцев составляет почти 85 тысяч. Из них только 23 тысячи удовлетворены долгосрочной жилплощадью, а пять тысяч получили компенсацию для приобретения жилья. По словам автора исследования, эти цифры говорят о том, что удовлетворение беженцев жильем будет являться важной задачей и в последующие годы.
Автор Мзевинар Хуцишвили.