После распада Советского Союза, Грузия, как и все остальные пост-советские государства, стала независимой, обозначив свой собственный национальный проект.
Проект этот подразумевал построить внутри себя демократическую форму правления государства, ориентированного на Запад. Несмотря на то, что, с самого начала независимости вплоть до нынешних дней, были допущены серьезные ошибки, фундаментально противоречившие ценностям демократии, ни сам декларированный выбор формы правления, ни внешнеполитическая ориентация не менялись.
Таким образом, этот выбор перед Грузией поставил задачу образовать и выстроить гражданское общество, как один из самых главных институтов демократии, обосновывая этим гражданскую нацию, т.е. общность, которая базируется не на этнической принадлежности, а на гражданской платформе.
Надо отметить, что на протяжение двух десятилетий независимости, со стороны правительства Грузии мало что было сделано для образования общества. Как отмечал, в одном из своих интервью, философ Мераб Мамардашвили, в процессе образования гражданского общества, правительство скорее помеха, чем помощник. Не оказавшись на уровне принятия решений «отцов основателей», грузинскому гражданскому обществу пришлось заняться самообразованием, которое не всегда дает объевтиную картину. Это, со своей стороны, мешает в том числе и формированию гражданской нации.
Все же, реформы, различные акции и проводимые властью выборы помогают формированию гражданского общества в Грузии. Об этом говорит правозащитник Георгий Ванян. По его мнению, гражданственность напрямую отражает государственную политику, является зеркальным отражением конституционного строя. Георгий Ванян ставит в пример реформу полиции в Грузии, которая имела огромное влияние на трансформацию чувства гражданства.
Качество проведения выборов – тоже очень важный фактор. Если сравнивать Грузию с Арменией и Азербайджаном, то можно сказать, что Грузия на ступень выше своих соседей. В этой стране мы наблюдаем как противоречия между «быть гражданином Грузии» и «быть грузином» не приводят к большому прогрессивному скачку. Такая конфликтность приводит к прогрессу, формируется новая, современная цивилизация на Южном Кавказе. Это очень важный и очень ценный процесс, уверен Георгий Ванян.
Одной из самых серьезных помех образованию нации с гражданским идентификатором в Грузии, по мнению аналитика Центра стратегических исследований Георгия Гвимрадзе, является фактор религии: «Православная церковь в Грузии сама представилась главным защитником грузинской национальной идентичности, несмотря на то, что на доктринальном уровне это противилось ее учению».
С развала Советского Союза и с конца эпохи т.н. воинствующего атеизма, в Грузии наблюдается высокий интерес к религии. Религия была понята как возможность сохранения собственной идентичности и культуры, как духовная опора во время трансформации общества, что сопровождалось и до сих пор сопровождается различными кризисами. На этом фоне возрос авторитет и, впоследствии – приход, исторически традиционных для постсоветских обществ религий. Однако в то же время начали появляться новые для этих обществ конфессии. Со своей стороны, представители традиционных религий не отказались исполнять роль идентификатора.
В настоящее время, когда Грузия декларировала желание строить новый тип государства, церковь, которая пытается защитить национальную идентичность грузинского этноса, противится национальному проекту светского государства. В результате оказывается, что в стране существует два авторитетных и сильных института, политические задачи, которых находятся в конфликте. С учетом высокого авторитета церкви, светским властям нередко приходится считаться с ней. Однако, в то же самое время, и сами представители правительства не против использовать фактор духовенства для достижения своих краткосрочных целей.
Таким образом, наличие политической повестки дня у церкви является одной из самых весомых проблем для выстраивания реальной демократии в Грузии и, в первую очередь, для образования названной гражданской нации. Этот фактор характеризуется рядом серьезных проблематичных проявлений:
Межконфесиональные отношения – по оценкам Центра толерантности при народном защитнике (Омбудсмене) Грузии, за последние два года резко повысился уровень неприемлемости других религий со стороны представителей т.н. религиозного большинства. Одним из самых главных объектов агрессии стали вопросы, касающиеся строительства культовых зданий и практика богослужения. В основном, факты агрессии за этот период проявлялись по отношению к мусульманской общине Грузии. В разных регионах страны наблюдался конфликт между представителями радикальной группы, т.е. православных и местных мусульман. Мусульмане не стали единственной группой, у которых создались проблемы в отношениях с православными. До сих пор не решен вопрос, касающийся недвижимого имущества армянской и католической церквей; также не редкость гонение представителей различных групп других христианских конфессий.
Православная церковь, определив себя идентификатором национальности, естественно, ставит перед собой задачу «очистить» нацию от иноверия, уверен Георгий Гвимрадзе. Таким образом, по его мнению, важно отметить, что особенно агрессия проявляется в отношении иноверцев грузинской национальности и, в силу этого, важным компонентом является стремление к их полной «христианизации». А по отношению к другим этносам, важно лишь достичь того, чтобы они не строили места богослужения и не вели активную религиозную практику.
В таком русле проявляется понятие «этнического греха», т.е. то, чего не имеет права делать этнический грузин. Подобное понимание вопроса относится также и к представителям нетрадиционных сексуальных меньшинств – эта тема особенно актуальна в последний период. Обозначив внешнюю и внутреннюю политику – церковь (конечно, не все представители церкви) в настоящее время представляет собой главную институцию внутри страны, которая противится евроатлантической интеграции Грузии. В качестве доводов приводится: якобы Европа требует от нас отхода от своих традиций, принятия чуждых для Грузии ценностей, таких как однополые браки и т.д. Также говорится о том, что Запад «вынудил нас упразднить визовый режим для граждан ближневосточных и азиатских стран».
Конечно же, в реальности это не так, ни отход от традиций, ни вопрос с однополыми браками не являются критериями процесса интеграции в западные структуры.
Автор Регина Егорова-Аскерова