В декабре 2014-ого — январе 2015-ого года литовский ученый и руководитель неправительственной организации «Trust in Development» Гражвидас Ясутис изучал социально-экономическую жизнь населения Панкисского ущелья.
Его работа называется «Аспекты осуществления прав человека в Панкисском ущелье». Предлагаем Вашему вниманию интервью с автором исследования с перспективы женщин и соблюдения их прав в Панкисском ущелье.
— Коротко расскажите о вашем исследовании. Почему вы за него взялись, что и когда было исследовано?
— Панкисским ущельем я интересуюсь уже более двух лет, и в конце 2014-ого — начале 2015-ого года я воспользовался стипендией по Схеме Марии Кюри по обмену научным персоналом (7BP) для осуществления своего исследования. Главной его темой стало положение прав человека (большее внимание обращая на женщин) в Панкисском ущелье.
Это уникальный регион Грузии, в котором основную часть населения составляют местные кистинцы (чеченцы) и чеченские беженцы (всего около 10 000). К сожалению, грузинское правительство не очень активно реагирует на изменения в социальной жизни и вопросах безопасности в Панкиси. А это, напрямую, связанно с (не)соблюдением прав человека в этом регионе и сказывается на них крайне отрицательно.
С одной стороны, это понятно, так как Панкиси – отдаленный район, в некоторые части которого сложно попасть даже на машине; большинство жителей – этнические чеченцы, которые живут по своим моральным установкам и религиозным нормам; приоритет отдается территориям, напрямую пострадавшим от конфликтов.
Все же, нарастающая мощь и влияние салафизма может дестабилизировать ситуацию в Панкиси. Именно нарастающее влияние салафизма или по другому – ваххабизма (арессивного реакционного ислама) – мешает развитию прав женщин в Панкисском ущелье.
В свою очередь отдаленность региона и небольшое внимание грузинских властей к проблемам Панкиси вызывают другой эффект – международные организации и сообщество в целом мало интересуется нарастающими проблемами в области прав человека и безопасности в Панкисском ущелье. А в регионе, в это же время, происходят крайне серьезные нарушения прав человека, в особенности женщин, и усиливаются процессы, грозящие стабильности всего государства.
Исследование составляют две основные части: в первой из них оценивается исторический контекст Панкиси и переселение чеченцев в ущелье со стороны Северного Кавказа, так же развитие общества в самом ущелье и оговаривается религиозный дискурс ваххабизма-суфизма, который именно сейчас разделяет панкисское общество и несет крайне отрицательное влияние на развитие прав человека. Во второй части исследования основной акцент делался на роль женщин в пост-конфликтном обществе, опираясь на дискурс суфизма-ваххабизма и чеченские традиции. Оцениваются основные их права и свободы.
— Почему эта тема важна для Грузии, Кавказа, Европы?
Панкисское ущелье уже второй раз за последнее десятилетие обращает внимание международного сообщества. Все хорошо помнят 2000-2002 года, когда в Панкиси действовали чеченские военно-полевые командиры и элементы группировки Аль-Каида. В то время ущелье было переполнено чеченскими беженцами, которым руку помощи протянули местные кистинцы (этнические чеченцы). Уже в то время в ущелье понемногу появляются ваххабиты, которые начинают разделять местное общество и попирать основные права человека.
В 2014-ом году Панкиси опять возвращается на международную арену новостей – Тархан Таймуразович Батирашвили (Tarkhan Tayumurazovich Batirashvili). Известен как Омар ал-Шишани. Выходец из Панкисского ущелья, который занимает правящие должности в террористической организации Исламское государство Ирака и Леванта. Тархан Батирашвили активно участвует в рекрутировании молодых парней из ущелья на военные действия в Сирии и Ираке.
Позднее Батирашвили объявил, что он обязательно вернет долг российскому президенту Владимиру Путину и перекинет военные действия в Россию. Такие заявления взбудоражили международное сообщество и Панкисское ущелье опять стало центром внимания не только в регионе, но и во всем мире.
Как я упоминал ранее, власть Грузии не уделяла должного внимания местному населению, что закономерно влияло на экономические и социальные проблемы. Появились благоприятные условия для отрицательных элементов безопасности и росту влияния ваххабитов на местное население.
— Какая методика исследования была использована? Сколько людей в нем участвовало? Какой регион охвачен?
Во время исследования интервью проводились непосредственно в самом Панкисском ущелье. Были опрошены учительницы Панкиси, представители совета старейшин, участницы женского совета Панкиси, представители неправительственного сектора и просто прохожие на улицах сел Дуиси, Джоколо, Биркиани и Омало. В исследовании я так же использовал мои личные знания с прошедших визитов в ущелье. Проблематика региона обсуждалась и с экспертами.
— Основные выводы вашего исследования?
Отвечая на этот вопрос, я подчеркну те выводы, которые напрямую касаются прав и свобод женщин. Роль женщин в обществе Панкиси – ограниченная. С одной стороны это связанно с принципом «адатного» или традиционного права. Адатные нормы поведения и морали утверждают, что семейные проблемы и разногласия должны оставаться и решаться в семье или на собрании старейшин. Обращение в государственные структуры нарушают принципы «адат» и приносят позор и общественное порицание в семью. Респонденты упоминали случаи, когда ослушавшиеся традиционных принципов и решавшие свои проблемы с помощью государственных структур исключались из общины.
Традиционная панкисская женщина должна уважать принципы «адата» как в частной, так и публичной жизни. Например, желая получить профессию и образование, женщина обязана делать свой выбор основываясь на принципы «адата». Женщины традиционно выбирают педагогику или медицинскую науку, так как, получив такие профессии, женщины смогут остаться в ущелье и заниматься своим делом. По обычаям, женщины обязаны остаться в Панкиси и их профессия должна соответствовать нуждам местной общины.
Респонденты в Панкиси утверждали, что в последнее время местные девушки с удовольствием выбирают изучение иностранных языков, юридический факультет, но употребить свои знания в дальнейшем они не могут, так как в Панкиси потребности на них нет.
Все же, в последнее время женщины Панкиси становятся более социально активными и их роль в обществе начинает усиливаться. Несколько лет назад в селе Дуиси даже появился Женский комитет, который состоит из 15 женщин, представляющих разные деревни. (Ред. Больше об этой инициативе Вы можете прочесть здесь). По мнению представительниц женского комитета, основными проблемами в регионе являются семейное насилие и социальные проблемы. Женщины не считаются наследницами имущества. Дети после развода, по понятиям адатного права, остаются с отцом или его родственниками. Наблюдается практика принудительных браков и многоженства.
Самая острая проблема региона – домашнее насилие – и является основной задачей Женского совета Панкиси. Женщины активистки организуют юридические консультации для женщин, пострадавшим от семейного насилия, желающим оформить развод или обратиться за другой помощью.
Во время исследования выяснилось, что удачно комитет справляется и с вопросами детей сирот. На протяжении всей деятельности этого органа, лишь один ребенок из 15 был передан в детский приют. За три года работы Женский комитет провел 80 встреч и 220 юридических консультаций для женщин. Недавно проведенный опрос показывает, что 55 женщин из 100 доверяет Женскому комитету.
Так же нужно отметить, что уровень безработицы в Панкиси остается очень высоким и составляет около 75%. Именно это является основной проблемой, мешающей преодолевать социально-экономические трудности. Во время интервью, женщины утверждали, что в советское время в регионе были колхозы, работали цехи и разные предприятия, у многих была возможность работать и зарабатывать на жизнь. На сегодняшний день основным методом заработка является животноводство (30% женщин занято в этой сфере), рукоделие (5%), а так же пчеловодство, школы, детские сады и амбулатории. Из 4600 проживающих в ущелье женщин работают лишь 12-15%. Как уже упоминалась, в основном Панкисские женщины связывают термин работы с отраслью культуры, образования, медицинским обслуживанием, хотя есть одна женщина в регионе, работающая в полиции (по данным Женского комитета). Ситуацию немного облегчила программа микрофинансовой помощи женщинам, помогающая им начать свое небольшое дело. Но эта программа была прекращена в 2007 г. Несмотря на это, 60% основанных в рамках этой программы женских предприятий успешно работают и сегодня и часто кормят не одну семью.
К тому же, стоит обратить внимание и на проблемы в сфере образования. В начальных классах, проблем с образованием не наблюдается и всем детям предоставляется возможность начального образования, но в средней школе появляется дилемма. Можно продолжать обучение в средней общественной школе, потом в университете, но в конце концов, все равно придется вернуться в Панкиси и остаться здесь без работы.
Уровень учителей в школах оставляет желать лучшего. По меньшей мере, у 30% учителей квалификация – неудовлетворительная. Постоянно уменьшаются часы на занятия спортом, культурными и этическими программами. Их сменяют разные религиозные учения непонятного характера.
В возрасте 14-15 лет у девочек встает другая дилемма – тема замужества. Это часто решается между семьями и родственниками, не спрашивая согласия у самой девочки, так как удачное ее замужество может стать дополнительным источником дохода для семьи.
Участие в политической деятельности для панкисских женщин является новым явлением. Общество не принимает женщину, как деятеля политических структур. Особенно это связанно со скептицизмом мужчин, которые считают, что женщины слишком слабы интеллектуально для занятия политикой, и они не способны принимать решения.
Женщины ваххабитов объяснили мне, что их учение утверждает, что само голосование – это грех, а голосование за женщину – это двойной грех. Утверждается, что женщина не сумеет решить проблемы, даже если она талантлива, уважаема и умна. Она не может конкурировать с мужчиной.
Во время прошлых выборов в самоуправление, в списке кандидатов было три женщины и одна из них была выбрана от правящей партии «Грузинская мечта» (Магдена Ахалашвили). Это первая женщина в самоуправлении Панкиси и будет интересно потом оценить ее работу и результаты на этой должности. Респонденты все же отмечали, что это не было выбором людей, а партийное решение и правящее большинство вложило большие ресурсы на достижение этой цели. Надо так же отметить, что сами женщины тоже не склонны голосовать за женщин кандидатов. Они пассивные.
Полное исследование литовского ученного Гражвидаса Ясутиса Вы сможете найти в следующем номере научного издания «Caucasus survey».
Интервью подготовила журналист Регина Егорова-Аскерова