Грузия: призыв к квотам для женщин в политике

Несмотря на законодательную реформу, женщины все еще недостаточно представлены в мире «мачо».
Проведенная недавно кампания, направленная на популяризацию идеи привлечения женщин в традиционно мужскую политику Грузии, выявила статистику по которой, представленность женщин в политике сейчас не выше, чем в прошлом, а в некоторых областях даже хуже.
В течение двух недель по всей Грузии проводились конференции, общественные встречи и концерты, приуроченные к Международному женскому дню 8 марта.
«Я уверена, что многое изменилось бы в стране и жить стало бы лучше, если бы в политике у нас было больше женщин, – говорит студентка Мариам Гегечкори, принимавшая участие в демонстрации в поддержку политической активности женщин в Тбилиси. – Я очень хочу, чтобы в парламенте мужчин и женщин было поровну».
Данные свидетельствуют о том, что Грузия еще не начала двигаться в этом направлении. Участие женщин не меняется или сокращается.
Среди 150 членов парламента всего 17 женщин, то есть одна из десяти депутатов. На местном уровне, в муниципальных органах власти, как правило, больше мужчин – в 1998 году женщины составляли 14%, в прошлом году их число сократилось до 4%. В избираемых местных советах (Сакребуло), ситуация немногим лучше – женщин в них около 12%.
В Грузии 12 городов, которые из-за своего размера получили статус самоуправляемых. Мэры всех этих городов – мужчины.
В 2010 году страна приняла закон О гендерном равноправии, запрещающий все формы сексуальной дискриминации. В 2013-м году, по требованию ЕС, Грузия разработала двухлетний план действий по достижению гендерного равноправия, выявлению женщин – лидеров и увеличению доли женщин в центральных и местных органах власти.
Депутат парламента от оппозиционной партии Национальное движение Хатуна Гогоришвили считает, что системные реформы должны проводиться наряду с культурными изменениями.
Одним из приоритетов должно стать то, чтобы грузинская политика стала боле привлекательной для женщин, что, по словам Гогоришвили, «важно потому, что большинство наших женщин считают, что политика – это не женское дело».
Она продолжила, что для обеспечения достаточного числа подающих надежды кандидатов на политические должности, «нужно менять ситуацию, когда молодые девушки и женщины бросают учебу в университетах из-за семьи, из-за детей. У меня есть статистика, которая доказывает, что большинство людей, бросающих университет, это девушки, которые вышли замуж или родили детей. Они делают выбор между семьей и образованием».
Руководитель организации Netherlands Institute for Multiparty Democracy – NIMD на Южном Кавказе Леван Цуцрикидзе согласен с тем, что культурные нормы являются значительным ограничением участия женщин в политике.
«Это особенно актуально среди национальных меньшинств, где очень маленькая часть женщин получает высшее образование и стремится к карьере, – сказал он. – Многие создают семьи и их потом не отпускают мужья».
Он также отметил, что для женщин не особо привлекательна и жесткая атмосфера в грузинской политике, которую он охарактеризовал как «махинации и культура мачо» и происходящие время от времени в период выборов кулачные бои.
Когда дело касается выборных должностей, грузинские партии часто заявляют, что они были бы рады представить женщин, но дело в том, что избиратели не хотят за них голосовать.
Некоторые утверждают, что единственным путем отхода от этой модели является система квот.
Консервативная партия Новые правые разработала законопроект, направленный на превенцию того, чтобы кандидаты отсеивались заранее.
«Квоты не являются какой-нибудь привилегией, – заявила IWPR политический секретарь партии Манана Начкебиа. – Квоты означают создание равных стартовых условий для женщин и мужчин, это компенсация за те барьеры и дискриминацию, которые испытывают женщины Грузии, вступая в политическую жизнь».
По словам Начкебиа, предложенные квоты должны решить сложности в парламентской системе Грузии, 77 мест в которой разделены среды партий, одержавших победу по пропорциональной системе, представив заранее подготовленных кандидатов, а остальные избираются по мажоритарной системе.
«Если квоты будут обязательны только в пропорциональной части, то мы получим лишь 36 женщин в парламенте, где общее число депутатов составляет 150», – пояснила она.
Гогоришвили согласна с тем, что партии необходимо подтолкнуть к обеспечению того, чтобы в списках их кандидатов было больше женщин. Они считает, что за эту инициативу им от государства могут быть выделены дополнительные финансовые ресурсы.
Уже несколько лет у парламента Грузии есть схема финансового поощрения партий, который на выборах представляли кандидатов-женщин.
Директор региональной программы ООН Женщины в Грузии Эрика Квапилова заявляет, что политические лидеры Грузии выразили поддержку действиям, направленным на гендерное равноправие и отмечает, что за последние годы страна достигла значительного прогресса, в частности, с принятием закона О домашнем насилии и дискриминации, опирающийся на гендер или сексуальную ориентацию.
Она согласна, что «культурные и национальные традиции» и дискриминационные стереотипы являются барьером, мешающим женщинам пользоваться своим правом на равенство.
40-летний житель столицы Гиорги Мамниашвили не вполне готов к переменам.
«Я бы не хотел, чтобы моя жена была министром или депутатом. Все бы ее обсуждали и ругали, ведь для всех милым не станешь, – сказал он. – Что потом дети будут отвечать, если кому-то не понравится, что по телевизору говорит их мама?».

Регина Егорова-Асерова веб-редактор IWPR в Грузии

Оригинал на английском языке на сайте IWPR.net по ссылке.

Будьте на связи, общайтесь с нами!

spot_imgspot_img

Статьи по теме

spot_img

Будьте с нами на связи

[td_block_social_counter facebook="womenpeacenetwork" style="style6 td-social-boxed" open_in_new_window="y" f_counters_font_family="394" f_network_font_family="891" f_counters_font_size="eyJhbGwiOiIxNCIsImxhbmRzY2FwZSI6IjEzIiwicG9ydHJhaXQiOiIxMiJ9" f_network_font_size="eyJhbGwiOiIxMyIsImxhbmRzY2FwZSI6IjExIiwicG9ydHJhaXQiOiI5In0=" counter_color="#ffffff" counter_color_h="#ffffff" network_color="#ffffff" network_color_h="#ffffff" tdc_css="eyJsYW5kc2NhcGUiOnsibWFyZ2luLWJvdHRvbSI6IjMwIiwiZGlzcGxheSI6IiJ9LCJsYW5kc2NhcGVfbWF4X3dpZHRoIjoxMTQwLCJsYW5kc2NhcGVfbWluX3dpZHRoIjoxMDE5LCJwb3J0cmFpdCI6eyJtYXJnaW4tYm90dG9tIjoiMjAiLCJkaXNwbGF5IjoiIn0sInBvcnRyYWl0X21heF93aWR0aCI6MTAxOCwicG9ydHJhaXRfbWluX3dpZHRoIjo3NjgsInBob25lIjp7Im1hcmdpbi1ib3R0b20iOiI0MCIsImRpc3BsYXkiOiIifSwicGhvbmVfbWF4X3dpZHRoIjo3NjcsImFsbCI6eyJtYXJnaW4tYm90dG9tIjoiNDAiLCJkaXNwbGF5IjoiIn19" youtube="UCfv3cw8TlPW0tluF3EGpbuA" twitter="tagdivofficial"]

Новые статьи