25-летняя Луиза Мутошвили живет в Панкисском ущелье. Она работает педагогом грузинского языка и литературы в школе, а также является председателем районной организации Республиканской партии.
Не замужем и живет в населенном кистинцами селе Джоколо вместе с родителями. Она выпускница школы демократии NIMD и в этом году получила награду лидера демократии международной организации «Нидерландский институт многопартийной демократии» в летней школе.
На первый взгляд, каждое ее достижение могло бы считаться обычным явлением, если бы не обычаи и традиции, которые укоренились в ее крае и преодоление которых, особенно для женщины, связано с большими рисками.
Луиза – исключение среди сверстниц в том плане, что она решила вести более активный образ жизни. Считает, что для женщины сидеть дома и заниматься лишь домашними делами – недостаточно, поэтому с 19 лет начала независимо работать над собой.
«Я хотела быть частью активного общества. Делать больше, чем ежедневные семейные дела. С этой целью начала ходить по тренингам и семинарам. Было сложно, так как все эти тренинги проводились не в моем селе или районе… Исходя из обычаев моей общины, лучше, чтобы бы женщина была дома. А я захотела большего и мое желание не было бы достигнуто, если бы не моя семья, которая поверила мне, дала возможность самореализации».
При этом говорит, что образование всегда было приоритетом для ее народа (кистинцев), они «вложили бы последние гроши в обучение ребенка», но есть и такие, от настроения и настроя члена семьи которых зависит, отпустит он подростка в школу или нет.
Они отличаются особенным отношением к женщинам. Луиза говорит, что религия, обычаи и традиции определяют многое в ее общине. Она говорит и об участившихся в Грузии фактах применения силы против женщин и проводит параллели с Панкисским ущельем.
«В моей общине женщина защищена от убийства со стороны мужа, так как женщина не становится собственностью мужа. Члены семьи и родственники не простят мужу какое-либо насилие в отношении супруги. В моей общине есть традиция кровной мести. Убийство женщины, как и обычно, приводит к кровной мести. Раньше у вайнахов за убийство женщины убивали двух человек».
«Исходя из этого, традиция в определенной степени защищает женщину от насилия. Хотя это не означает, что в моей общине не происходит насилие над женщиной».
«В моей общине есть мужской совет старейшин и женский совет старейшин. Реальные споры в общине решает мужской совет, а женский совет выполняет посредническую роль. Женский совет старейшин считаю очень важным достижением нашего общества».
«Подобного объединения (женский совет) в нашей общине раньше никогда не было и не могли даже такое представить. В целом, мужской совет представляет собой организацию, состоящую из старейшин ущелья. Членов совета выбирают из всех кистинских сел ущелья. Главное, что должно его характеризовать, это честность, справедливость и уважение народа».
В общине, следующей именно этим традициям, Луиза решила идти в политику. Параллельно прошла и программу школы демократии. И это на фоне, когда жители Панкисского ущелья немного по-иному воспринимают активную жизнь женщин. Считают, что место женщины в семье, а не на улице. Большинство женщин в Панкисском ущелье трудоустроены в школах, садах. Но на уровне местного самоуправления, к примеру, в Сакребуло, женщины почти не представлены. Луиза принимала участие в выборах в местное самоуправление, хотя проиграла с разницей в 12 голосов, что связывает с протестом ее родственников.
«Мои родственники не пришли на выборы, так как не сделали бы выбор в мою пользу. Они не хотели, чтобы я была членом Сакребуло, где большинство сотрудников – мужчины. Исходя из традиций моей общины, лучше, чтобы «большие дела» делали мужчины».
«Свобода женщины не должна отождествляться с чем-то плохим. Наши мужчины видят в свободных женщинах нежелательную супругу. Если бы я была замужем, сегодня не достигла бы всего этого. Естественно, мы хотим, чтобы они были такими мужчинами и парнями, которые своим мышлением приспособят традиции к современности. Я ни в коем случае не считаю, что мы должны забыть или оттолкнуть какие-то традиции. Просто, мы должны суметь жить с этими традициями, приспособить их к современности. У нас есть активные и реализованные женщины. Хочу, чтобы их было больше».
Детальную информацию о причинах проигрыша на выборах и об обстановке в ее общине, Луиза предоставила обществу на форуме демократии и равенства, который прошел в Тбилиси. Кроме того, она систематически посещает встречи, связанные с положением женщин и меньшинств и громко говорит о проблемах и правах женщин в Панкисском ущелье.
Параллельно своей деятельности, она ежегодно борется за права человека и формирование активных граждан – именно этим она заслужила награду лидера демократии от представителей школы демократии. Она четвертый год работает в сельской школе, включена в политику, состоит в неправительственной организации, где почти ежедневно ей приходится работать с молодежью.
«Награда лидера демократии является для меня огромной ответственностью. В обществе, в котором я живу, конечно, очень сложно все это делать и жить этой жизнью. Но, считаю, что нет ничего невозможного, мы продвигаемся и должны идти в ногу с современным миром. Хочу с уверенностью сказать, что мы – одна из тех наций, которые лучше всего интегрированы в грузинское общество. У нас здравомыслящая молодежь. С ними нужно работать, проводить полезные мероприятия, тренинги, семинары».
Несмотря на отношение большинства жителей общины, 25-летняя Луиза Мутошвили активно продолжает гражданскую и политическую деятельность и считает, что своим активным образом жизни, она станет примером для нового поколения в ее общине, и особенно для девочек, которые почти на каждом шагу становятся жертвами дискриминации.
Автор Нино Чибчиури