В поселении переселенцев в селе Скра Горийского района вопрос мокрых точек в летний сезон особенно актуален.
Обещанное министерством по делам вынужденно переселенных лиц, создание системы канализации, как объяснили специалисты, оказалось невозможна и, соответственно, прекратились обещания об обустройстве туалетов и ванн.
Переселенка из села Курта Большого Лиахвского ущелья, 51-летняя Ламара Тетунашвили говорит, что, исходя из создавшейся обстановки, жизнь в поселении с каждым днем становится невыносимой. По ее словам, искусственное создание мокрых точек во дворе становится физически невозможно. Переселенцы указывают на антисанитарию в поселении Скра и просят власти искать пути выхода из ситуации.
«Уже семь лет как нас заселили и все это время у нас нет канализации. Сказали, что решат и проблему мокрых точек, но сейчас мы узнаем, что в нашем поселении не смогут решить этот вопрос. Мокрых точек не было и у других поселений, но при помощи неправительственных организаций эта тема решена. А нам приходится жить в ужасных условиях без мокрых точек. Уже не говорим о ремонте полов и стен, главное, чтобы были обеспечены элементарные нормы гигиены. Извиняюсь, но мне столько лет, а я купаюсь в лоханке, и там не помещаюсь. Дети еще ничего, их сможем как-то искупать. Но женщины в возрасте, которым сложно передвигаться, что они должны делать?»
«А туалеты мы сколотили из досок. Опять извиняюсь, но я должна описать реальность. Они как шкафы – когда заполнятся с помощью десяти человек берем и переносим на другое место, опять во двор. Так и носим уже семь тел. Пришли представители власти и сказали, что невозможно выкопать – места болотистые. В других поселениях не было болотистых мест? Если уж там сделали, когда же решится наша проблема».
Здесь протекает Мтквари (Кура), и можно же найти какой-то выход, но на это нужны большие средства – так завершили беседу с нами. Мокрые точки вновь остаются острой проблемой для нас, и на этом этапе мы требуем решить лишь этот вопрос», — говорит проживающая в поселении Скра Ламара Тетунашвили.
Поселение ВПЛ существует в селе Скра Горийского района с 2008 года, после российско-грузинской августовской войны. Здесь семь лет живут 86 семей (в том числе 102 ребенка), большая часть которых социально незащищенные лица и им приходится жить в сложных условиях.
«Здесь ни у кого нет туалета и бани. Мы сами что-то обустраиваем, чтобы соблюдать элементарную гигиену. Если не будет капитально сделано бетоном, я не знаю, как это называется. Сколотила из досок, как смогла, и поставила там же у дома. А что мне оставалось делать – приусадебные участки у нас небольшие, поэтому мы вынуждены выносить эту антисанитарию. Появились лягушки, насекомые… В летний сезон здесь жить особенно невыносимо. Но у нас нет другого выхода. Ко всем, кто приходил в наше поселение, мы обращались с этой проблемой. Пообещали – сделаем. Эта проблема должна была решиться уже в марте текущего года, но тот, кто бы мог что-то сделать, здесь не появлялся. Это село, люди работают, пачкаются, и представляете, каково ложиться спать не купанным в эту жару. В этом смысле здесь каменный век».
«Мы просим власти найти какой-то выход и решить эту острую проблему в поселении. Когда нас поселили здесь, открыли какую-то общую баню, но туда, по-моему, никто не заходил. Нам было неудобно. Когда человек спешит, будет ли он становиться в очередь? Если дома нет ванной, очень сложно. В том числе бегать по соседям для этого», — отметил Казбеги Басишвили, переселенец из села Курта».
Т.н. общественную баню, в 2009 году на въезде в поселение построил Международный комитет спасателей при финансовой поддержке Государственного департамента США. Как говорят переселенцы, вход и использование мокрой точки здесь сначала стоило 1 лари, а позже 50 тетри. В течение нескольких месяцев из социально незащищенной семьи в день часто поступало и 4-5 лари, но со временем число пользователей сократилось и в конечном счете заведение прекратило существование. Его ворота закрыты на замок, закрепленный на цепи.
Население выбрало соблюдение норм гигиены в домашних условиях
«Что мы потеряли в общей бане? Мы крестьяне, рожденные-выросшие в селе. Сначала нужно было думать о том, что для нас это заведение долго не просуществовало бы. Но, наверно, думали, что в первые годы этим заставили бы нас молчать, и когда бы мы привыкли здесь жить, этот вопрос перешел на задний план. А сегодня в поселении это самая острая проблема для нас. Мы даже не знаем на кого или на что надеяться. Сейчас выясняется, что вокруг сплошные болота и пока не решили, как нам помочь. Мы встретились и поговорили с теми, кто сделал здесь проводку. Они сказали, что можно провести одну большую трубу, которую, наверно, подсоединят к Мтквари. Нерешаемых проблем сегодня я не вижу. Все связано с суммами, которые жалеют для нас… О чем еще думать?», — говорит Гия Миндиашвили, переселенец из села Кемерти Лиахвского ущелья.
«Вы, горожане, не представляете в каком мы состоянии. Иногда даже воды не бывает, чтобы хотя бы дома искупаться, искупать детей или что-то помыть. Мы как первобытные люди. Нам очень сложно здесь жить. Летом еще ничего, а зимой иди и мойся в комнате… А в ту общую баню я ни разу не заходила. Я старая женщина, как я могла там мыться?.. Неужели нельзя было на деньги, которые потратили на ее строительство, сделать как следует в коттеджах? У нас много вопросов, но мы еще не встречали того, кто бы смог дать ответы. Прежде всего надо было нас спросить, устраивает это или нет, и потом начинать работы. Уверена, никто бы не согласился. Но они даже не учли наше мнение, так открыли и закрыли. Заходили несколько человек, а в конце и они не пользовались, и сейчас здание нефункциональное», — говорит Мери Пепелашвили, переселенка из села Свери Большого Лиахвского ущелья.
Поселение села Скра осмотрели члены молодежного самоуправления Гори. Его представитель Мариам Зубашвили, которая в то же время является переселенкой и живет в поселении Каракети, считает что жителей здесь волнуют относительно острые проблемы, для решения которых интенсивные работы вместе с властями планируют провести и неправительственные организации.
«У нас, членов молодежного самоуправления Гори, периодически бывают выездные встречи, в рамках которых мы поехали в Скра. У нас была некоторая информация о существующих проблемах, но мы хотели побеседовать с населением на месте. В результате мы убедились в существовании этих проблем и в их остроте, необходимости их искоренения. Мы донесем эти вопросы до властей и выслушаем их ответы о путях решения. Мы понаблюдаем за процессами их решения и осуществим определенный мониторинг. Думаем, что мы, молодежь, внесем определенную лепту в дело улучшения жизни переселенцев», — говорит Мариам Зубашвили.
Члены молодежного самоуправления после поселения встретились с представителем администрации Скра. Лия Окрошиашвили не обещает переселенцам ничего обнадеживающего и заявляет, что проект, который должен был осуществиться с целью искоренения проблемы мокрых точек, провалился.
«Здесь был очень большой проект, который осуществлялся при финансировании USAID. Было рассчитано создание крытой канализации с очищающим коллектором. В каждой семье на глубине около двух метров должны были поставить очищающий механизм, где произошла бы фильтрация. Далее прошло бы через коллектор и спустилось в реку Мтквари. Но во время разговора с главным инженером выявилась проблема – что грунтовая вода находится рядом с поверхностью земли. Если бы этот механизм положили в землю, через два-три года он вышел бы из строя и заржавел. Это и было препятствующим фактором и этот вопрос не удалось решить. Этому поселению, наверное, ничто не поможет», — говорит Лия Окрошиашвили.
Представитель главы районной администрации затрудняется говорить о путях решения проблемы и поясняет, что в отличие от других поселений переселенцев, поселение Скра построили на болотистом месте. Этот факт хорошо видят и переселенцы, так как на глубине двух метров собирается вода.
В поселении переселенцев Скра живут и активные граждане, которые не мирятся с реальностью и продолжают бороться за жизнь в лучших условиях. Они планируют собрать подписи, чтобы отправить их в министерство по делам ВПЛ.
Население, которое живет без мокрых точек, требует решения проблем на месте или вывода из поселения и заселения в другое место, где будет порядок.
Автор Нино Чибчиури