Единство Кавказа – женское гражданское общество наиболее последовательно отстаивает эту идею.
Это место на земле не знало покоя. В истории Кавказа практически не было тотально мирных, гармоничных периодов. Войны, конфликты, политические интриги – на протяжении веков этим занимались мужчины по обе стороны Кавказского хребта.
Женщины занимались детьми и хозяйством. В начале 21 века этот расклад в регионе начал меняться, сразу после первой войны нового времени – за Карабах. Безусловно, женщины продолжили свою вековую роль – лечили раненых и кормили голодных. Однако, появилось и нечто новое – они стали поднимать свой голос. У них появилось собственное мнение – о мире, безопасности, гарантиях, ненасилии.
Именно в этот период на грани веков сложилось два комплекса обстоятельств. С одной стороны – развал Союза ССР с его кровью и трагедиями; с другой – активизация глобального женского движения после Всемирной Конференции в Пекине (1995).
Женская боль, растерянность, протест против насилия – все это нашло канал для трансформации в созидательную энергию, ибо было поддержано широкими глобальными тенденциями. Появились Пекинские документы, Совет Безопасности ООН всерьез задумался о гендерном насилии.
Женщины по обе стороны многочисленных кавказских войн – карабахской, абхазской, юго-осетинской, чеченской – первыми в своих сообществах сделали шаг навстречу друг другу. Те, кто участвовал, помнят, как же это было трудно! Сколько слез и горечи было на этих встречах. Однако мы вновь и вновь возвращались друг к другу. И это было начало пути. Это было прото-объединение – тем более значимое, что происходило вопреки чудовищной силе дезинтеграции и тотальной вражды.
Гюльнара Шагинян, НПО «Демократия сегодня», Армения:
Наша организация создавалась 20 лет назад. Землетрясение и война. Как организация мы возникли в ответ на эту боль – помочь женщинам, пострадавшим от этих трагедий. Впоследствии мы перешли на другой уровень, поняли, что война вызовет сильнейшую изоляцию, которую мы не должны допустить. Изоляция и эскалация вражды – это тупик. Азербайджанцы – наши соседи, друзья, у нас много общего ценного в культуре, истории, которое помогало нам выживать и укреплять друг друга.
Подробнее – в видео-интервью по ссылке.
Мехрибан Зейналова, НПО «Чистый мир», Азербайджан:
Действительно, мы пережили тяжелые времена. И если сегодня у нас есть хоть какие-то возможности для диалога в масштабе всего Кавказа, то это заслуга прежде всего женских организаций. Именно этот сектор гражданского общества наиболее стабилен и мотивирован. Например, уже 12 лет работает наша Коалиция «КавкАзия». Мы объединились в 2003 году вокруг и по инициативе наших грузинских коллег – Ассоциации журналистов «ГендерМедиаКавказ». Это журналистки, эксперты и активистки женского движения Южного Кавказа, коллеги с Северного тоже участвуют в наших программах.
Работаем вне зависимости от того, есть у нас финансирование или нет. Если есть – прекрасно, «КавкАзия» провела пять международных конференций, организовала серию исследований, медийно поддержала десятки других региональных проектов. Если же финансов нет – мы все равно работаем, поддерживаем друг друга, защищаем, обмениваемся информацией. Это и есть в каком-то смысле единый Кавказ – пусть в ограниченном, локальном проявлении, но ведь это модель, она работает и ее можно использовать в других сообществах и других контекстах.
Цицино Джулухидзе, Ассоциация журналистов «ГендерМедиаКавказ», Грузия:
Журналисты и женщины! – вот кто может объединить Кавказ. Дайте женскому движению мощные медийные каналы, какими располагают политики, — и оно объединит народы на основе гуманизма и справедливости, заставит замолчать пушки навсегда! Ведь как разделяют нас правители?
Очень просто. Мы, насильственно перемещенные люди из Абхазии, тысячу раз проанализировали и на собственной жизни усвоили этот механизм. Самый беспроигрышный вариант – территории. Вбрось спор на эту тему – и война взрывается, как пороховая бочка. Далее – провокация. Неважно, кто кого убьет первым. Главное результат. И самое важное – рассказать об этом по телевизору. Погромче, побольше жертв, плачущих женщин, испуганных детишек. И ярость благородная вскипает, как волна!
Если у правителей отнять хотя бы только один телевизор, то воевать никто не пошел бы… Никто не узнал бы о провокациях, и негде было бы нашим ученым вести бесконечный спор: кто первым стал жить на этой земле.
Сообщества молодежи, женщин, творческих людей – все это работает на объединение, это как мостики, объединяющие разные страны Кавказа, север и юг, людей с самыми разными политическим убеждениями.
Невозможно радикально поменять разделяющие настройки в головах у политических лидеров, однако мы можем косвенно менять контекст тех решений, которые они принимают.
Безусловно, женщины-лидеры Кавказа хорошо видят, что в нынешней ситуации тенденции разлада гораздо сильнее, чем тяга к сближению. Тем не менее, идею о культурном единстве они обсуждают отнюдь не как утопию. Да, у «партии войны» — цинизм и сила. У нас – совесть и ответственность. Плюс опыт. Огромный опыт преодоления травмы. Несмотря на разного рода ограничения, женщины по обе стороны Кавказского хребта держатся за руки. У нас все еще есть совместные проекты, и мы все еще встречаемся на совместных мероприятиях. Успеть бы сказать друг другу главное.
Автор материала Галина Петриашвили