Кавказ привлекает своим разнообразием, но у региона есть один большой минус – он никогда не может уследить за собственными «детьми».
К великому сожалению, сегодня на Кавказе нет пространства, где могли бы встретиться азербайджанцы и армяне, абхазы, осетины и грузины. Поэтому, соседняя Турция часто становится той платформой, на которой возможны встречи жителей Южного Кавказа.
Одной из таких встреч был и наш визит в Стамбул. Тема нашей встречи касалась трансформации конфликтов и диалога. Ее организовал центр трансформации конфликтов «Imagine».
Надо подчеркнуть, что эта встреча, действительно отличалась от других мероприятий: организаторы выбрали в участники журналистов разного поколения и создали свободную атмосферу для искренних разговоров. Самое главное, это не были лекции. Это был – разговор, где и участниками, и выступающими были все мы.
Прошлое – увиденное своими глазами. Наши мнения, когда и как страны дошли до конфликтов. Рассказы о настоящем времени – ситуация в наших странах. И будущее, как мы видим решение конфликтов мирным путем. Это темы, которые мы обсуждали в течении пяти дней, при активном участии организаторов.
Конечно же, для каждого из нас разговоры и обзор ситуации был очень эмоциональным процессом. Хотя, в этом случае кавказский характер перешел на второй план и все стороны с уважением и пониманием слушали друг друга. Воздержаться от накала эмоций нам помогли и разные неформальные мероприятия, которые проводились в виде разных игр, вечерних посиделок, во время которых всех участников распределяли исключительно в разные группы.
История конфликта для каждого начинается в разное время: Лаврентий Берия, распад Советского Союза, первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия и национальное движение. Все участники кроме грузин исключали участие России в ухудшении отношений между странами. Но мысль о том, что все мы жертвы политической игры никто не отрицал.
Мнение журналистов о мирном будущем Кавказского региона разделилось на двое. Первое мнение гласило, что было бы хорошо, если бы появилась единая федеральная структура, в которую вошли бы все страны Южного Кавказа. Однако, по мнению второй группы, лучше было бы признать независимость каждой страны, у которых будет своя внутренняя и внешняя политика и они сохранят свою историю и культуру.
Мне часто приходится ездить в деревни конфликтной зоны и общаться с местным населением. Люди в приграничных селах часто говорят одно и тоже: «Самое главное то, что мы потеряли веру в друг друга». Лично для меня, это и есть самое трудное в настоящем.
К сожалению, в Абхазии и в Южной Осетии выросло поколение, которое считает грузин своими врагами и свое мирное будущее они видят без грузин. По словам Жанны Крикоровой, армяне всегда говорили что, азербайджанцы когда-то обязательно вернутся в Нагорный Карабах. К сожалению, в Абхазии и в Южной Осетии не существует ни одного человека, кто бы думал о возвращении грузин.
Трудно не разделить горе абхазов и осетин. Я тоже принадлежу к тому поколению, которое кроме войны особо ничего-то и не видело. Я выросла в Пронском ущелье, в окружении смешанных семей, которые называются грузино-осетинскими и осетино-грузинскими.
Для меня трудно было в 90-ые годы, в 10-летнем возрасте, когда всю ночь слышишь звуки выстрелов, а по утрам со двора собираешь пули и смотришь на сгоревшие дома. Так же трудно было, когда в 2008 году в ночь на 8 августа, за моим домом ехали танки, и были слышны выстрелы из автоматов, взрывались бомбы, а шестимесячная племянница спала рядом со мной.
Но для меня всегда существовала и существует лишь одна национальность – человечество.
«Впервые, когда приехала в Стамбул я не хотела выходить в город, ничего мне здесь не нравилось. А после того, как вернулась домой, посмотрела один турецкий фильм, потом второй. Именно благодаря турецким фильмам я добилась в своем сознании реабилитации Стамбула и помогла себе. Сейчас от каждого визита в эту страну я получаю только наслаждение», — рассказывает этническая армянка Жанна Крикорова.
Жaннa, и кто знaет, сколько еще человек, нaшли в себе силы, кaкое-то доброе зерно, которое проросло в них и сегодня их ненaвисть переноситься лишь нa войну. Наверно, везде и во всем существует искоркa, которую можно рaзжечь. Ведь и мы, грузины, для южнокaвкaзцев собрaвшихся в городе Стамбуле, окaзaлись «новыми грузинaми», которые хотят мирa. Но боюсь, сейчaс все это стaновиться лишь слaдким воспоминaнием.
Автор Мзевинар Хуцишвили
Фото из личного архива