Представительница женского движения Юлия Харашвили дает обзор рекомендаций по выполнению резолюции 1325 Совета безопасности ООН.
Юлия Харашвили рассматривает рекомендации, сделанные Global Study, с точки зрения женщин-миростроителей в Грузии, учитывая особые вызовы, с которыми сталкиваются женщины в ситуациях затянувшегося вынужденного перемещения.
В последние годы организации гражданского общества (ОГО) постоянно призывали власти к созданию структуры по выполнению основных посланий резолюции: предотвращение, защита, постконфликтное восстановление и участие женщин и девочек, пострадавших от конфликта. Однако прогресс происходил очень медленно и до 2013 года Совет Безопасности ООН принял шесть последующих резолюций для поддержки выполнения Резолюции 1325 и призвал действовать как государства, так и само ООН.
Нет милитаризации, да предотвращению
Первая рекомендация Global Study подчеркивает значение превентивных мер по сравнению с военным реагированием на конфликт. Для превенции необходимы краткосрочные меры в острых конфликтах, а также долгосрочные стратегии и меры. Системы раннего предупреждения и повышенная осведомленность женщин и девочек, а также мужчин и мальчиков о возможных угрозах может повысить защищенность и безопасность населения в случае конфликта.
В Грузии, после войны 2008 года, женские НПО выступают за необходимость принятия чрезвычайного плана действий с четкими указаниями ответственных служб и лиц, существующих убежищ, запасов продуктов питания, путей эвакуации и особых мер по предотвращению сексуального насилия во время вспышки конфликта. Информация об этих вопросах является жизненно важной для того, чтобы спасать жизни во время конфликта, и она должна быть доступна для населения, находящегося под угрозой риска.
Некоторые из этих положений и ряд таких мер, как включение в школьную программу гражданской обороны, которые были внесены в Национальный план действий Грузии (НПД) на 2011 год по осуществлению рекомендаций Совета безопасности ООН, уже выполнены. Но все еще необходимо предпринять больше усилий для защиты женщин и девочек, проживающих в зонах, прилегающих к линиям конфликта. Грузия достигла больше успехов по реформам в сфере обороны: министерство обороны одобрило Стратегию гендерного равенства; для военнослужащих были приняты физические стандарты, которые предоставляют больше возможностей для привлечения женщин на военную службу; в каждой военной бригаде были выбраны советники по гендерным вопросам, которые могут, например, давать советы и предотвращать ненадлежащее обращение. Однако в долгосрочной перспективе превенция означает необходимость искоренения основных причин конфликта – неравенства и бедности.
Тем не менее, помимо описанных выше мер, долгосрочная превенция предполагает выполнение нескольких предварительных условий: участие женщин в миростроительных усилиях, как на уровне общины, так и за столом переговоров, осуществление мер по укреплению доверия и улучшение социально-экономического климата, а также обеспечение пространства для участия женщин. Последний аспект будет разработан в будущем.
Обеспечение пространства для участия женщин
Одним из заключений, сделанных после консультаций с женщинами, стало то, что измененная природа конфликта привела к изменению места и роли женщин в конфликте. Это, в свою очередь, требует изменения реагирования на конфликт. Женщины сталкиваются с множеством дилемм в урегулировании конфликта: в обществе их рассматривают как главных сторон по установлению мира на первичном уровне, но у них нет финансирования, навыков и инструментов для эффективной деятельности, поскольку их усилия не признаются большинством официально участвующих субъектов.
Жизненно важно обучить женщин навыкам лидерства, но это должно произойти посредством создания пространства по применению этих навыков и использованию мирных и экономических инициатив: инициативы женщин следует уважать, а их внедрение и вклад в обществе должны быть признаны. Женщины являются сильными лидерами, у них есть сила оказывать влияние на лиц, принимающих решения на местном и национальном уровне, и содействовать реальному улучшению жизни. Женщина не покинет своей общины, она не эмигрирует в другую страну и не уйдет на войну. Она останется и будет участвовать в развитии общества, если для этого у нее будет пространство и возможность.
Финансирование женщин-миростроителей и уважение их автономии является важным путем для борьбы с экстремизмом и необходимость этого нельзя приуменьшить. Однако только лишь военный ответ на экстремизм не может иметь успеха и может привести к тому, что женщины окажутся в сложном или противоречивом положении. Поскольку в каждом отдельно взятом обществе существует взаимосвязь между правами женщин и отсутствием экстремизма, то женщины должны быть мобилизованы. Значительно больше средств и ресурсов должно быть предоставлено женщинам-миротворцам, которые обладают глубоким пониманием местных реалий, и будет в состоянии бороться за свои права и общины.
Предоставление женщинам возможностей для использования их лидерских навыков связано не только с деньгами, но деньги все еще являются важным фактором. Как правило, большинство средств поступает в ходе конфликта или в первые годы после конфликта. После этого периода, ресурсов финансирования нет или же они ограничены. Зачастую существует ожидание того, что женщины будут работать в качестве волонтеров, и многие женщины, действительно, вовлечены добровольную деятельность. Тем не менее, женщины в постконфликтных ситуациях часто являются единственными кормильцами своих семей – им нужна оплачиваемая работа.
Особое положение в Грузии и на Южном Кавказе: женщины в затянувшемся перемещении
В Грузии и на Южном Кавказе в целом отмечаются случаи затянувшегося перемещения. Главный акцент при оказании международной помощи и проявлении внимании делается на чрезвычайных ситуациях и скором восстановлении – население, пострадавшее в результате конфликта получает гуманитарную помощь, но потом ему зачастую самостоятельно приходится заниматься решением своих проблем, травматизацией и нереализованными идеями о постконфликтном развитии и примирении.
Резолюция 1325 часто рассматривается как инструмент для использования в чрезвычайных ситуациях. Тем не менее, положение женщин в затянувшемся перемещении незначительно отличается от их положения во время конфликте. Женщины, находящиеся во внутреннем перемещении или проживающие в постконфликтной зоне, сталкиваются с широким спектром проблем. Безопасность человека – физическая, психологическая и материальная является очень хрупкой и зависит от внешних условий. Участие женщин в процессе принятия решений является минимальным.
В парламенте Грузии или на высокой руководящей должности не представлено ни одной женщины-ВПЛ и только одна женщина-ВПЛ была выбрана в орган местного самоуправления. В обществе статус внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) часто рассматривается как «ярлык», сопровождающийся стигмой, которая мешает эффективному участию женщин. Неизлечимые психологические травмы и незаживающие раны войны способствуют увеличению напряженности и насилия, главными жертвами которых становятся женщины. Из-за всех проблем, с которыми сталкиваются женщины-ВПЛ, они стали самими ярыми защитниками мира и позитивных изменений.
Тем не менее, женщины, в особенно женщины — ВПЛ, не включены в местные советы и не имеют доступа к принятию решений о наиболее важных вопросах, влияющих на их жизнь. Для достижения равных возможностей для вынужденных переселенцев с остальной частью общества и того, чтобы их стартовые условия были сопоставимы, необходимо пройти долгий путь. С похожими проблемами сталкиваются женщины, проживающие на сепаратистских территориях (Абхазия и Южная Осетия / Цхинвали) и в смежных регионах, пострадавших от конфликтов. Нестабильная ситуация приводит к повышению уровня насилия, включая насилие в семье. Многие женщины вынуждены искать работу или лучшую жизнь за пределами Грузии, что негативно влияет на семьи и общины, а также увеличивает риск их вовлечения в торговлю людьми, нелегальную миграцию и другие незаконные действия.
Разрешение ситуации женщин оказавшихся в затянувшемся перемещении может положительно повлиять на устойчивость пострадавших от конфликта общин, снизить нелегальную миграцию женщин, а также риск их причастности к незаконным действиям, в том числе экстремизму. Для этих целей, как правительством Грузии, так и международными организациями должны быть выделены специальные фонды. Поддержка низовых инициатив по миростроительству и экономической безопасности, а также поддержка мирных инициатив женщин, разделенных линиями конфликта, вовлечение их в мирный диалог и уважение их взглядов и деятельности станет важным вкладом в предотвращение новой эскалации насилия и вспышек конфликтов на Южном Кавказе.
Новая резолюция 2242 была принята в октябре 2015 года, и она основывается на выводах Global Study, хотя язык ООН делает настоятельные рекомендации и требования Global Study более расплывчатым.
Юлия Харашвили, председатель ассоциации грузинских женщин‑ВПЛ «Согласие» и член Консультативной группы высокого уровня Global Study.
Статья опубликована на сайте Рабочей группы по миростроительству и развитию. Оригинал статьи на английском языке можно найти по ссылке.