Почему все больше аварских семей покидает Грузию?
Представляем вам фотоисторию о жизни аварцев в Грузии. Это малочисленное этническое меньшинство, исторические корни которого уходят в соседний Дагестан. О том, как аварцам живется в Грузии и почему многие из них все чаще решают покинуть эту страну, рассказывает журналистка Аида Мирмаксумова.
Аварская семья Малики и Махача Махмудовых два с половиной года назад переехала в Дагестан из селения Тиви Кварельского района Грузии. По словам 25-летней Малики, переезжать с маленьким ребенком на новое место было нелегко, но найти работу Дагестане оказалось легче, чем в Грузии:
«Если бы здесь была работа, отсюда никто не уехал бы. Здесь нет у людей стабильной работы и зарплаты. Есть только огород, коровы. Только смотришь на них и все. Молодежь не хочет оставаться здесь среди стариков», — говорит Малика.
В целом за последние 12 лет эмиграционный процесс в Грузии сократился почти на 80%. Об этом свидетельствуют данные последней переписи населения, которая проводилась в 2014 году. С развалом Советского Союза по 2002 год страну покинули 405 433 человека. А в период с 2002 по 2014 год из страны уехали 88 500 человек. Согласно данным последней переписи населения за 2014 год, села опустели на каждого седьмого жителя.
Тем не менее, в масштабах страны проблема миграции населения остается актуальной. Ведь цифры официальные и нередко разительно отличаются от реальной картины.
Согласно официальным статистическим данным, число жителей селения Тиви Кварельского района Кахетии, в котором проживают аварцы – одно из этнических меньшинств Грузии, увеличилось на 85 человек.
Большинство уехавших жителей Тиви не питают грандиозных надежд, связанных с переездом, не мечтают занимать какие-то высокие посты или министерские должности, — лишь бы была работа, любая.
«Я работаю продавщицей на рынке, продаю мужскую одежду, — рассказывает Малика. – Муж – на стройке, у него работа сезонная. Но в селе даже такой работы не было, поэтому мы уехали туда и не жалеем об этом. К тому же, все наши родственники и близкие – в Дагестане. Если нужна какая-то помощь, они рядом. По этой причине мы не уехали в Тбилиси, там у нас никого нет».
Кварельский район имеет общую границу с Россией, а точнее – с тремя районами республики Дагестан: Цунтинским, Тляратинским и Бежтинским. В этом районе Грузии совместно проживают леки (грузинское название дагестанцев), армяне, азербайджанцы, греки, удины и грузинские этнографические группы (кахетинцы, аджарцы, рачинцы).
Современные жители селения Тиви – это потомки жителей двух селений: Тиви и некогда существовавшего селения Тебельджохи. Село Тебельджохи находилось перед селом Тиви, между селами Зинобиани и Ахалсопели, но ближе к трассе, соединяющей села этой местности. В 1944 году во время депортации вайнахов с Северного Кавказа в Среднюю Азию жителей Тиви и Тебельджохи переселили в Чечню, где они прожили почти 13 лет. Массовый возврат аварцев в Грузию начался в 1957 году, когда депортированным вайнахам было разрешено возвращаться в свои дома в Чечне.
Массовый переезд аварцев из Кварельского района, как и большинства граждан страны из других регионов, начался с развалом Советского Союза. Сейчас почти все жители Тиви, переехавшие в Дагестан, имеют два гражданства: грузинское и российское.
Последняя перепись показала, что в Тиви официально зарегистрировано 1090 человек. Но, по мнению представителя местного муниципалитета Темура Самкурашвили, фактически там проживают до 300-350 человек:
В Тиви одна школа, есть медпункт, один продуктовый магазин. Дважды в неделю из Ахалсопели сюда приезжает медсестра. Ближайшая больница – в Кварели. Огороды, сады, скот – это все нехитрое хозяйство, которым живет село. Некоторые сельчане продают также вино и мед.
«Многие продают свой урожай, вино, мед в Дагестан, — рассказывает Али Алиев, житель Тиви, депутат муниципального собрания Кварельского района. – В неделю раз сюда приезжают 5-6 машин из Махачкалы. Это свои же, тивские, которые переехали в Махачкалу. Они увозят отсюда сыр, мед, фрукты, вино всех сортов, кофе, джонджоли, чурчхелу, местные сухофрукты, варенья. Это не один-два килограмма, а 300-400 кг. Все это продается на рынке в Махачкале и идет в грузинские рестораны, там их три. У меня в этом году было почти 700 литров вина. Все забрали, даже дома не осталось».
Семей, которые продают свои продукты в Дагестан, в Тиви немного. В период весенних полевых работ те сельчане, у кого есть физические силы, нанимаются работать к жителям соседних сел.
«У местных грузин здесь большие виноградники, поля большие. Они не успевают работать, им нужны рабочие руки, чтобы собрать виноград, землю прополоть, арбуз посадить. Наши люди идут к ним работать с 7 утра до вечера. Вечером получают за работу 30 лари. А что делать? Другой работы нет. Но даже это – сезонная работа, постоянной нет», – говорит жительница Тиви Аминат Алиева.
Исключением из правил можно назвать семью Махмадовых. Супружеская пара с пятью детьми переехала из Дагестана в Тиви. Хозяйка дома Индира и старшая дочь Камила носят хиджаб, что необычно для этого села. Глава семьи Магомед говорит, что в Тиви чувствует себя намного лучше и спокойнее, чем в Махачкале:
«В Махачкале Индиру не хотели брать на работу из-за хиджаба, а здесь к такой форме одежды спокойно относятся. Когда мы приехали, нас позвал к себе местный начальник службы безопасности и сказал: «Здесь все люди равны, и это не просто на словах, а закон этот в действии». И на самом деле, здесь можно получить наказание, если кто-то притесняет какую-то религию. Но нам жаловаться пока ни на кого не приходилось», — говорит Магомед.
«В Дагестане у дочки проблемы были, не разрешали в хиджабе в школу ходить, — поддерживает разговор Индира. – Директор махачкалинской гимназии посоветовал отдать ребенка в исламское образовательное учреждение, но оно платное и там нет светского образования. А здесь директор спокойно отнесся к хиджабу дочери».
Махмадовы купили корову, работают в огороде. Индира ведет хозяйство по дому, смотрит за детьми, Магомед пытается заработать на авторынке. Несмотря на то, что стабильного заработка у семьи нет, уезжать из Тиви они пока не планируют.
«Многие стали ремонтировать свои дома в селе. У людей есть ожидание, что откроется дорога (так называемая аваро-кахетинская трасса, соединяющая Дагестан и Грузию – А.М.)», – говорит Али Алиев.
Но, по мнению дагестанского журналиста и историка Марко Шахбанова, в ближайшее время открытие аваро-кахетинской трассы не произойдет.
«Надо реально смотреть на вещи. Конечно, люди надеются, собирают голоса в поддержку этого проекта, но пока не решен вопрос Южной Осетии и Абхазии, дипломатических отношений с Россией у Грузии не будет. Так что пока дальше разговоров об открытии дороги дело не пойдет. В ближайшее время я себе это сложно представляю», — говорит Марко Шахбанов.
Говоря об эмигрировавших аварцах, эксперт отмечает, что переезжая в Дагестан, многие из них остаются довольны, «только несколько семей вернулись обратно».