Успешный бизнес-проект жены позволил реализовать способности ее супруга.
Медея Гогсадзе
История о гендерном равноправии и взаимопомощи полов из кахетинской деревни – региона, известного своим патриархальным настроем и консервативным отношением к женским правам.
Изольда – врач-невролог, много лет проработала в местной поликлинике. У нее дружная семья, поэтому ее успешность не раздражает мужа Алеко, а наоборот – только подбадривает его. Бизнес Изольды начался с тренингов в неправительственном секторе, а потом с первого мини-гранта, освоение которого началось три года назад. Первые саженцы ежевики фермеры привезли из США. Сначала вкус был не такой насыщенный, но кахетинская земля и солнце сделали этот сорт уникальным – сегодня это ягода с ярким кисловато-сладким букетом, ароматная и сочная. И очень крупная – намного больше и тяжелее обычных сортов.
Какие чувства пробуждает в среднестатистическом мужчине сильная, успешная женщина? Для раздавленного социально-экономическим кризисом мужского самолюбия женщина-персона часто становится ножом в сердце. Поэтому, радостно видеть образец бизнес-леди безоговорочно поддерживаемой супругом.
Кооператив «Гиле» – детище Изольды Китесашвили – занимается выращиванием американского сорта ежевики «Честер». Основателем и председателем сельскохозяйственного кооператива «Гиле» в Гурджаани является сама Изольда. У ее семьи уже более десяти тысяч кустов перспективной культуры, засаженных на четырех гектарах земли. Тут работают и холодильники по мгновенному замораживанию. Эта технология позволяет сохранять полезные свойства ягоды.
«Когда я вечером приношу домой документацию, мы с Изольдой все обсуждаем и принимаем решения. Иногда и спорим, конечно. Без этого не бывает. Как это случилось, что мы очутились в одной упряжке по бизнесу? Несколько лет назад я занимался разведением персиков и абрикосов. Изольда стояла рядом и помогала. Как-то меня пригласили в Качрети, где планировался тренинг для фермеров. Работы было по горло, однако, на первую встречу я все же поехал с супругой. А потом решил, что все эти семинары-тренинги как раз для нее. Ходи, говорю, сама и если что-нибудь толковое узнаешь, мы это используем. Первые шестьдесят саженцев ежевики результат тех самых встреч. В прошлом году мы отказались от персиков и полностью переключились на ежевику», — говорит Алеко Китесашвили, в прошлом инженер-строитель, сегодня – партнер и первый соратник своей жены – бизнес-леди.
По его мнению, женщины более осторожны, более законопослушны и менее склонны к неоправданным рискам. А значит, могут быть превосходными политиками, министрами и даже президентами. Мужчины же жестче, напористее. Иногда это полезно для дела, однако чаще куда эффективнее именно женский такт и присущая им осторожность.
«Гляжу иногда, выносит человек на продажу товар, а жена рядом сидит. Я говорю: ну чего ты ее здесь держишь? Дай возможность заняться чем-то другим. Что, не доверяешь?! Ничего не поделаешь – у всех свой нрав. Я же такого не признаю. Надо дать женщине возможность себя проявить», — считает Алеко Китесашвили.
Грузинским женщинам он посоветовал бы стараться проявлять побольше инициативы, а не ждать от мужей, чтобы те их содержали. И тогда, многое может измениться:
«В нашей с женой жизни был провальный период, когда я потерял работу. Изольда тогда работала врачом и мы как-то, понемногу выходили из положения. Ее спокойная поддержка помогла мне в тот трудный момент найти себя по-новому».
Общее дело и интересы объединяют даже врагов. Тем более объединят супругов у которых за спиной дети и общее прошлое. И хотя общий бизнес не панацея для гармонизации отношений, но он вполне может послужить одним из механизмов для правильной расстановки приоритетов. Поэтому, в регионе многим мужчинам переместиться в более плодотворный статус от доски с нардами и банки пива помогло бы специальное финансирование семейных бизнес-проектов, где партнерами были бы супруги.
С такой идеей соглашается и председатель правления «Ассоциации женщин-фермеров» Ирина Пховелишвили:
«Идея подобных проектов заслуживает внимания и может принести положительные результаты именно в смысле гармонизации семейных отношений. Однако семья – это не только муж и жена. Думаю, было бы правильнее, чтобы подавать заявку могли также родители и дети, братья и сестры и т.д. Например, желание сотрудничать с нашей ассоциацией уже изъявили мужчины-фермеры. А некоторые из них совсем не прочь стать и членами нашей организации. Этот факт говорит сам за себя».
По мнению главы «Ассоциации женщин-фермеров», совместная бизнес-деятельность может послужить средством для переоценки ценностей не только в семье, но также и в грузинском обществе.