В Панкиси вы не увидите женщин в джинсах, в брюках, в майках на бретельках, с декольте или в коротких платьях.
Эдита Бадасян
Панкисское ущелье расположено в Ахметском муниципалитете Грузии в верховьях реки Алазани. Ущелье проходит на расстоянии 60 км параллельно грузино-российской границе, и отделено от нее горным хребтом. Протяженность ущелья составляет 28 километров, ширина — около пяти километров.
Большинство населения Панкиси – кистинцы. Это этническое меньшинство исповедует ислам и с уважением относится к древним обычаям коллективной жизни.
Несмотря на то, что Панкисское ущелье находится лишь примерно в двух часах езды от грузинской столицы, тут сразу же сталкиваешься с другой реальностью.
Женщины Панкиси не сразу идут на контакт, не любят выставлять себя на показ и фотографироваться, в них переплетаются скромность и строгость. И, как для многих не живущих там, укоренился стереотип, что женщины в Панкиси только то и делают, что сидят дома и занимаются хозяйством, их права ущемленны, а профессиональные навыки хранятся глубоко в шкафу.
Однако, это не совсем так, в ущелье можно увидеть много активных женщин старающихся развиваться и идти вперед. Так, к примеру, в Центре гражданских активностей в Дуиси, несколько групп женщин прошли курсы бухгалтерии, компьютерных навыков, получили водительские права.
В Центре села Дуиси стоит двухэтажное, на первый взгляд, полуразрушенное здание. Но это здание особое, в нем собраны разные активности.
Предлагаю познакомиться с самыми интересными и активными женщинами Панкисского ущелья, которые способны преломить патриархальные устои и стереотипы своей ежедневной деятельностью.
Глава женской общинной организации Лейла Ачишвили
Сыновья Лейлы Ачишвили погибли в рядах ИГИЛ в Сирии. Незадолго до их смерти Лейла поехала в Сирию, чтобы вернуть их назад, отговорить от неправильного пути, но они выбрали свой путь не послушав мать. Она уехала и узнала, что через некоторое время они оба были убиты. У нее осталась дочь, шестеро внуков и пожилые родители.
Но несмотря на все тяжести жизни Лейла нашла в себе силы идти вперед, жить и общаться с людьми. Она начала вести гостевой дом в Джоколо, который за несколько месяцев своего существования набрал популярность своим гостеприимством и вкусной едой.
По словам Лейлы Ачишвили, проблема ухода молодых людей в Сирию, в Панкиси началась с 2012-2013 годов и это трагедия для многих матерей. Причинами такой проблемы Лейла называет экономическую ситуацию в регионе, безработицу и безденежье. К тому же, молодые люди уезжают в Сирию и по религиозным причинам, не только по финансовым:
«Я всегда говорила, что нет никакой необходимости идти на чужую войну, бороться там. Вы должны быть здесь, у себя на родине, защищать ее, если понадобиться. К сожалению, мир узнал Панкисское ущелье через эту тему… Сейчас же этот процесс приостановлен, тут свою роль сыграли и государство, и гражданский сектор».
Так же, Лейла Ачишвили создала Женскую общинную организацию Панкисского ущелья, которая стремится поднять уровень образования и культуры у местных женщин:
«Нам никто не препятствовал в создании нашей организации. Наоборот, много женщин заинтересовались, хотят к нам подключиться. Хотим небольшое производство открыть, чтобы наши женщины зарабатывали хотя бы прожиточный минимум. Так же, в наши интересы входит поддержка инициатив женщин, живущих в Панкисском ущелье. Защита их прав и достоинства. Мы помогаем осуществлять их идеи. Проблемы, которые есть в нашем регионе, есть во всей Грузии, мы не отличаемся. Мы хотим продвинуть вперед женский вопрос. Недавно, при государственной поддержке нам удалось провести фестиваль вайнахской культуры, в рамках которого наши женщины ездили в пять разных городов Грузии. И это начало».
Песнопение Панкисских женщин. Лейла его поясняет: «Это «Назми» (молитвенное песнопение), в котором речь идет о сегодняшнем состоянии нашего народа. Это завещание сыновей их матери. Сыновья, которые идут к Богу, и подбадривают мать, завещают ей оставаться сильной, жить долго, чтобы она молилась за них, за их души. Это назми исполняют либо в мечети, либо когда в семье есть усопшие».
Куратор женского фольклорного ансамбля Нино Пареулидзе
Нино Пареулидзе родилась и выросла в Панкиси, некоторое время жила в России. По образованию – юрист, но никогда не работала по профессии.
«Мое хобби – музыка. У нас маленький ансамбль «Панкиси». В основном мы поем чеченские народные песни, наши танцы – фольклорные. Мы все – самоучки. Вообще, большиство у нас занимается сельским хозяйством. И лишь около 10% от всего населения трудоустроено, остальные вот крутятся, как могут. Если есть старики в семье, то их пенсия помогает».
Женщины-журналисты в Панкиси
В начале года впервые за всю историю ущелья в Панкиси была открыта первая местная радиостанция – радио «WAY».
Редактором и ведущей радиопередачи «Мои Права» стала 42-летняя местная жительница Шорена Хангошвили. Она вспоминает, что изначально пессимистично восприняла идею создания радио от Гелы Мтивлишвили, координатора проекта Radio Way и представителя Информационного центра Кахети:
«Я знаю наше общество, поэтому знала, что здесь будет сложно работать журналистом. Но, как видите, радио работает уже больше, чем полгода. Оно заняло свою нишу, за такое короткое время стало главным источником информации для жителей Панскисского ущелья».
Шорена Хангошвили так же подчеркивает, что в основном грузинские СМИ интересовались Панкиси в контексте Сирии… Сейчас же жители слушают по радио о себе, и зачастую не в негативном, а в позитивном контексте, что им очень приятно.
«При поддержке американского посольства мы начали радио программу «Мои права», ее суть – поддержка верховенства закона и консультация в правовых вопросах. В Панкиском ущелье параллельно с законами государства есть и самобытные традиции, которые достаточно строго соблюдаются и по сей день. Зачастую, проблемы у нас в обществе решаются традиционном путем. Большая часть общества зачастую не информирована о законодательных вопросах, и через нашу программу мы пытаемся донести до них эту необходимую информацию в правовых рамках по актуальным вопросам, будь-то тема терроризма, статуса высокогорного региона или регистрации земель».
22-летняя Диана Гаургашвили уже пятый месяц работает журналистом на радиостанции. Диана – жительница села Дуиси, там же она окончила среднюю школу, позже поступила в Тбилисский государственный университет им. Джавахишвили на факультет журналистики.
«Я – беженка из Чечни, я родилась там. Во время военных действий в Чечне в 1999 году мы со всей семьей нашли убежище в Грузии, у своих родственников, и до сих пор живем тут. С детства родители меня учили говорить всегда правду и защищать права людей, поэтому я мечтала стать адвокатом или правозащитницей. Я решила, что именно профессия журналиста дает эту возможность».
По словам девушки, работать журналистом в Панкиси сложно, так как это закрытое общество, которым СМИ раньше интересовались только лишь во время какой-нибудь трагедии:
«Журналисты все освещали с негативной стороны, поэтому народ с недоверием воспринимал представителей СМИ. Но могу сказать, что этот барьер медленно разрушается и наши люди уже легче идут на контакт».
Диана Гаургашвили рассказывает, что родители с самого начала поддерживали ее выбор, но старшее поколение с сомнением смотрит на женщину-журналиста:
«Они представляют женщину скромную, сидящую дома с детьми, заботящуюся о семье. Единственная профессия, которая тут воспринимается всерьез – работать учителем в школе. Но этот стереотип медленно начал рушиться, вы найдете тут очень много активных женщин разных профессий».
Глава администрации Дуиси Тамара Маргошвили
В сентябре 2015 года Тамара Маргошвили преломила гендерные стереотипы в своем родном Панкиси, где она родилась и выросла. Впервые в истории Панкиского ущелья, женщина стала главой административной единицы Дуиси, Ахметского муниципалитета.
Тамара рассказывает, что был проведен конкурс на место главы администрации в Дуиси и она прошла этот конкурс, сдала все необходимые экзамены, прошла собеседование, и попала на это место.
Но ее назначение стало проблематичным для определенной части совета старейшин, от них пошла негативная реакция. Для многих мужчин Панкиси было неприемлемо по адату (неписанному кодексу морали и поведения кистинцев), что женщина может занимать руководящий пост, тем более, быть представителем села.
«После непродолжительных дискуссий и некоторого времени старейшины тоже стали на мою сторону. Моя работа связана с тем, чтобы видеться с местным населением, узнавать их проблемы и помогать им. И хочу отметить, что мне сейчас никто не мешает работать, все хорошо проходит. Думаю, все уже свыклись. Даже где-то слышала, что люди говорили: «Оказывается, на этом месте именно женщина была нужна». Думаю, я сумела сломать стереотипы и немного воодушевить и других женщин в нашем регионе не бояться быть активными», — говорит Тамара.
Портниха Разета Ознеева
Небольшое ателье индивидуального пошива, находится на первом этаже того же здания, где расположены и этнографический музей, и Радио WAY.
В небольшой комнатке развешаны платья, и есть множество тканей. 51-летняя беженка из Чечни Разета Ознеева вместе со своей дочкой шьет на заказ традиционные платья, хиджабы, постельное белье, а также детскую одежду. Это единственное ателье в Панкиси.
У Разеты уже есть и ученицы. И есть у женщины мечта – открыть курсы кройки и шитья. Разета – мать семерых детей. Одна из дочерей работает вместе с ней.
Хозяйка первого гостевого дома в Панкиси Нази Дакишвили
Четыре года назад в Панкисском ущелье, в селе Джоколо, появился первый гостевой дом «Нази». Это большой двухэтажный дом, с садом и вкусной едой.
«Сюда приезжают туристы из разных стран Европы, также из США. В основном их интересуют наши традиции, культура, еда, также природа. Особенно они любят ездить в горы на лошадях», — говорит молодая бизнес леди Нази Дакишвили.
Материал подготовлен в рамках проекта по усилению навыков женщин при финансовой поддержке Миссии наблюдателей Европейского Союза.