Грузинские матери отказываются от грудного вскармливания и делают выбор в пользу искусственных смесей.
Власти признают, что эффективного механизма контроля и нормативных актов, требующих кормления новорожденных грудным молоком, попросту нет. Ситуацией пользуется бизнес. София Тетрадзе попыталась разобраться, как искусственные смеси побороли материнский инстинкт.
«В первый же день они хотели забрать моего малыша и дать ему смесь. Я отказывалась», — так Екатерина Погорелова вспоминает свой первый день в роли матери. Два года назад в клинике имени Гагуа о пользе грудного вскармливания (ГВ) девушке никто не рассказал.
Несмотря на отсутствие официальных данных, небольшой опрос, проведенный нами в процессе подготовки материала, показал, что Екатерина – не единственная, кто столкнулся с такой проблемой. Женщины, с которыми мы побеседовали, жалуются на отсутствие какого-либо поощрения грудного вскармливания со стороны медперсонала неонатальных учреждений.
«Моя приятельница, педиатр, принесла мне брошюры ВОЗ о прикорме. Она убедила меня, что молока хватает и смесь не нужна. До этого ребенка смотрела педиатр из клиники имени Иашвили. Не вдаваясь в подробности, порекомендовала смесь. Сказала, что вся Америка кормит смесью – и ничего страшного. Я не послушалась. Мы перешли на полное ГВ до шести месяцев», — делится своим опытом другая мать, Ната Брегвадзе.
О пользе и преимуществах естественного питания, казалось бы, уже давно не спорят. Но практика показывает, что в большинстве случаев персонал грузинских медицинских учреждений не только не следует существующим предписаниям по грудному вскармливанию, но и, зачастую, агитирует в пользу искусственных смесей.
«Теоретически мы, врачи, знаем о пользе ГВ, но на практике оно не поощряется и не рекомендуется. Многим роженицам безосновательно назначают искусственное питание. Есть ситуации, когда ребенку может быть необходима «формула». Впрочем, это редкость. По статистике очень многих детей выписывают из роддомов уже будучи на питании смесями», — рассказывает директор педиатрической клиники Babymed Нана Руруа.
По статистике лишь менее 1% матерей не могут кормить грудью из-за отсутствия молока. Все остальные – потенциально готовы и способны удовлетворить потребности своих малышей в питании.
«Регулярно врачи, которых мы посещаем, обесценивают наш опыт грудного вскармливания. Мой гинеколог вообще заявила, что ничего полезного в ГВ нет, и что это вредно для мальчиков, так как с молоком проникают женские гормоны», — говорит одна из женщин, с которой мы беседовали.
По некоему молчаливому сговору грузинские родильные дома в большинстве случаев игнорируют «Национальную рекомендацию клинической практики», которая четко прописывает правила управления грудным вскармливанием в больницах. Документ обязует медперсонал периодически повышать свою квалификацию и проходить семинары, своевременно информировать рожениц о преимуществах ГВ, помогать в первые два часа после родов и показывать, как правильно прикладывать ребенка к груди, давать рекомендации по сохранению лактации, стимулируя женщин к долгосрочному грудному вскармливанию.
Гайдлан категорически запрещает давать новорожденному «формулу», если на то не существует медицински обоснованных показаний. Не разрешается предлагать ребенку, который находится на эксклюзивном грудном вскармливании, пустышки и бутылочки. Педиатр Нана Руруа называет несколько причин происходящего:
«Первое – это непрофессионализм медперсонала. Второе – многие уверены, что кормить смесью легче, чем грудью. И, третий фактор, в который я не хочу верить – это коммерческая заинтересованность со стороны медперсонала на фоне неэффективного контроля».
Впрочем, проблемы, возникающие у многих матерей, одним непрофессионализмом врачей не объяснить. Глава педиатрического отделения клиники Гагуа Нино Камкамадзе может бегло рассказать о преимуществах ГВ и подробно объяснить механизм воздействия грудного молока на организм ребенка. Главная проблема, считает Камкамадзе, — это как раз неосведомленность общества в вопросах постнатального развития детей и почти полное отсутствие желания получать знания в этой сфере.
«За два дня невозможно убедить женщину, не способную понять разницу между смесью и грудным молоком, в том, что она должна кормить грудью. Я лично организовывала лекции по постнатальному развитию детей. И знаете, сколько человек пришли послушать? Всего две семьи. И обе – из европейских стран», — говорит Камкамадзе.
Сертифицированная медсестра-неонатолог Далила Мелкумян из центра Alemeda в Сан-Франциско уверена: недостаточный уровень информированности грузинских матерей делает их более уязвимыми перед медперсоналом, который, возможно, преследует определенные цели, пересаживая детей с груди на искусственную смесь того или иного производителя.
По данным исследования министерства здравоохранения Грузии 2016 года, почти 71% рожениц начинал кормить ребенка грудью в первый час после родов. Число грудных вскармливаний, инициированных в первые восемь часов после рождения ребенка, составил 19,8%. И всего 2,5% матерей решили кормить своих детей в течение 24-х часов после родов.
При этом данные о том, как долго матери кормят грудничков, отсутствуют. Педиатры утверждают: число детей, находящихся на эксклюзивном грудном вскармливании больше трех месяцев, драматически низкое. Хотя Всемирная организации здравоохранения рекомендует кормить детей материнским молоком как минимум шесть месяцев.
На запрос IWPR в Минздраве Грузии ответили одним абзацем, в котором ведомство признало проблему.
«В первые 10 лет (после принятия в 1999 году Закона о защите естественного детского питания, — прим. автора) шла интенсивная работа по повышению информированности населения о грудном вскармливании, проводились тренинги для медперсонала. Им передавали практические навыки в данной сфере. К сожалению, ни тогда, ни впоследствии не было издано каких-либо нормативных актов, которые бы помогли вести мониторинг ситуации. И сам закон сегодня требует пересмотра и усовершенствования. Соответственно, необходимо и создание нормативной базы. Все, поднятые вами вопросы находятся в повестке дня».
В министерстве также добавили, что в ходе работы над вопросом была подготовлен проект указа. Он предусматривает создание рабочей подгруппы координационного совета по вопросам здоровья матери и ребенка. Указ, правда, пока не утвержден.
Тем временем, отсутствие адекватных информационных кампаний и поощрения со стороны медперсонала стимулирует рынок т. н. доул (доула – помощница при беременности и родах, — прим. автора) и консультантов по грудному вскармливанию. Екатерина Марипоса, основательница Ассоциации профессиональных доул, говорит, что женщинам в Грузии приходится буквально бороться за право самостоятельно кормить своих детей.
«Отдохни! В первые сутки у тебя все равно нет молока, мы его сами покормим! – говорят женщинам в родильных домах. Они норовят тут же засунуть ребенку в рот бутылку со смесью. Он даже не успевает получить молозиво, которое предшествует молоку. Сосать бутылку легко, и ребенок, которому однажды дали смесь, часто отказывается от груди».
Далила Мелконян, которая иногда присутствует на родах в тбилисских больницах в качестве приглашенного специалиста, уверена, что сокрытие информации о преимуществах ГВ – не только неэтично, но и противоречит одному из фундаментальных прав женщин.
«Никто не имеет права давать «формулу» твоему ребенку без твоего разрешения, никто не имеет права говорить тебе, что твое тело не способно на что-либо. Женщины должны знать – это нарушение их основных прав».
Но не все могут позволить себе профессиональных доул. Цены на услуги опытных консультантов сильно варьируются от рынка к рынку. В большинстве стран счет идет на сотни американских долларов. Впрочем, доулы достаточно сговорчивы. Ведь дефицит знаний и доверия к этому институту – еще одна немаловажная проблема. Основные клиенты грузинских доул – роженицы из западных стран, уже знакомые с таким сервисом.
Грузинские женщины, тем временем, редко ставят под сомнение экспертизу медиков, поощряющих физически здоровых и способных на полноценное естественное вскармливание матерей отказываться от ГВ.
«Рекламирование продуктов искусственного питания, кроме дополнительного питания, запрещено в любом виде», — говорится в изрядно устаревшем, но все еще действующем законе. Это седьмая статья второй главы Закона о защите и поощрении естественного детского питания, а также потреблении искусственного питания Грузии.
Налицо – проблема, которая, судя по всему, пока не в приоритете государства. Пары, вопреки социальным проблемам решившие завести ребенка, вынуждены учитывать в своем семейном бюджете расходы на дорогостоящие смеси, от которых с первых дней жизни начинают зависеть их дети.
*Содержание этой публикации/статьи не отражает официальной позиции Фонда Предотвращения конфликтов, содействия стабильности и безопасности Соединенного Королевства, Женского фонда развития ООН или IWPR. Ответственность за изложенную информацию и мнения полностью лежит на авторе (авторах) публикации.