Во время карантина женщины из сел, расположенных вдоль оккупационной линии, использовали социальные сети, чтобы делиться своими эмоциями и проблемами. Из их разговоров было очевидно, что все они столкнулись с почти одинаковыми проблемами.
При участии этих активных женщин местная НПО «Центр женской солидарности Каралети» при поддержке Женского фонда в Грузии запустила в этих селах новый проект. Из каждого из десяти сел было выбрано по одной женщине. Они должны были выступить в качестве медиаторов, чтобы сделать женские голоса громче.
Первоначально эти «мобилизаторы» собрали пять женщин из своих деревень и организовали онлайн-занятия с психологом. Нази Эдишерашвили, жительница Мегврекиси, рассказала психологу о том, что во время пандемии больше всего пострадали именно женщины.
«Очень сложно, когда в селе нет магазина и аптеки, а тебе говорят, что выходить из дома нельзя. Мы, женщины, во время пандемии получили самый сильный психологический удар. Я, например, работала няней и осталась без работы, как и многие другие женщины. Особенно тяжело пришлось тем, у кого дома есть 5-6 маленьких детей, а некоторые из них – дошкольного возраста. Женщина готовит еду и ухаживает за детьми. Она также помогает им с домашним заданием и дистанционным обучением. В деревнях вдоль оккупационной линии связь плохая, и нам приходится пользоваться мобильным интернетом. Нам также приходилось поддерживать своих мужей, которые тоже остались без работы. Нетрудно догадаться, как эта ситуация повлияла на женщин», — сказала Нази своему психологу.
Ирина Петрова была первым психологом в Горийском муниципалитете, который удаленно подключился к этой инициативе и через социальные сети связывался с женщинами, живущими у линии оккупации. Она рассказала, как помогала женщинам выработать стратегию выживания.
«У нас были дистанционные онлайн-консультации с 10-ю селами. В сеансе участвовало по 50 женщин из каждого села, большинство из них – пожилого возраста. Занятия были очень эмоциональными. Некоторые даже говорили, что уже не узнают сами себя, поскольку карантинные ограничения привели к серьезному стрессу. Это естественно. Эти женщины сначала прошли войну, а теперь их поражает и Covid-19. Слишком много, чтобы вытерпеть… Я посоветовала им делать то, что им больше всего нравится – планировать день со всеми членами семьи и вспоминать времена, когда они были по-настоящему счастливы», — сказала Ирина women4peace.
Теона Ананиашвили, врач военного госпиталя Гори, встретилась с еще 50 женщинами, проживающими недалеко от линии оккупации. По словам 72-летней жительницы Хвити Маквалы Нозадзе, больше всего женщин беспокоило отсутствие аптек в селах.
«Я болею диабетом, и когда по телевизору сообщили, что диабетикам следует быть особенно осторожными, я запаниковала. Думала, что умру. Мне казалось, что я теряю силы. Я не хотела никого видеть, думала, что если выйду, то заражусь. Поскольку был запрет на передвижение, я не могла навестить своих родственников. Была заперта с мужем, у которого тоже проблемы со здоровьем, и не знала, что будет дальше. После августовских событий 2008 года это была невидимая война», — вспоминала Маквала.
Женщины делились во время онлайн-встреч личными историями, а врач давами им советы. Она подчеркивала важность соблюдения всех санитарных правил для защиты от Covid-19.
«Женщины рассказали мне, что, когда они ехали на автобусе из села в город, водитель раздавал защитные маски всем 15 пассажирам. По прибытии в пункт назначения пассажиры возвращали маски, которые водитель впоследствии раздавал новым пассажирам. Это абсолютно недопустимо. Каждый должен носить в общественном месте свою защитную маску, выбросить ее через четыре часа и надеть новую. Люди расслабились, но вирус никуда не исчез, он все еще здесь. Несколько недель назад у троих моих сотрудников был диагностирован [Covid-19]. Сегодня они все еще проходят лечение в больнице. Женщины также упомянули мифы, будто Covid-19 не существует, а статистику искусственно увеличивают для получения финансирования… Но я хочу попросить всех не верить в ложную и некомпетентную информацию и продолжать соблюдать нормы гигиены. Потому что я не хочу, чтобы кто-либо видел, через что проходят инфицированные пациенты и чем это отличается от обычной пневмонии», — говорит Теона Ананиашвили.
Выслушав советы врача, женщины записали видеоблоги о своем карантинном опыте и поделились ими в социальных сетях.
36-летняя Натия Махарадзе, мать двоих детей, проживающая в Цителубани, в период карантина пережила свою долю лишений.
«Как мать во время карантина, я часто не знала, что приготовить для своих детей, потому что у меня не было достаточного количества продуктов и я не могла никуда пойти за едой. Школьные онлайн-уроки были отдельной проблемой, так как в селе нет интернета. К сожалению, мои дети не смогли полноценно участвовать и посещать занятия. Мы использовали для занятий наши телефоны, но не могли позволить себе покупать мегабайты для мобильной связи каждый день», — пояснила Натия в своем блоге.
В условиях пандемии случаи домашнего насилия в муниципалитете Гори также увеличились. После того, как ограничения были сняты, все больше женщин приходили в приюты в поисках безопасного места. Ламара Шакулашвили из шелтера в Гори объясняет, что во время самоизоляции женщины остались наедине со своими обидчиками.
«По окончании карантина количество обращений в наш приют значительно выросло. Локдаун создал отличную почву для домашнего насилия. Если раньше женщины могли избежать конфликта, выходя на улицу по вечерам, то теперь из-за комендантского часа не могли этого сделать. Они буквально оказались взаперти один на один со своими обидчиками. Мы давали им советы через социальные сети и призывали постоянно носить с собой телефоны и держаться ближе к входным дверям своих домов. Мы думаем, что из-за тяжелых социальных условий в постпандемический период ситуация может ухудшиться», — пояснил Ламара.
В рамках стратегии быстрого реагирования муниципалитет Гори запустил еще один проект при финансовой поддержке Женского фонда. Цель проекта – помочь женщинам, пострадавшим от домашнего насилия. Общинное радио «Мозаика» в Гори распространило видео, в котором рассказывается о сервисах, доступных в таких ситуациях.
Ассоциации вынужденно перемещенных женщин «Согласие» в период карантина контактировала с жительницами муниципалитета Гори. По словам главы организации Юлии Харашвили, существовал риск вспышки коронавируса в поселениях компактного проживания вынужденно перемещенных лиц (ВПЛ), поэтому мероприятия с такими женщинами планировались в соответствии с их потребностями.
«Мы сосредоточились на женщинах, живущих в компактных поселениях ВПЛ, потому что там был высокий риск распространения вируса. Мы связались с нашими координаторами в регионе Шида Картли и быстро определили их нужды. Выяснилось, что аптек в населенных пунктах нет; следовательно, там не может быть и масок. Мы нашли женщин, у которых была швейная машинка, и начали шить маски. Вскоре проблема была решена. Мы также узнали о других потребностях, в основном в продовольствии и других предметах первой необходимости, и проинформировали соответствующие структуры, которые очень быстро отреагировали», — сказала Юлия women4peace.
В целом, женщины, живущие в поселениях ВПЛ и вдоль оккупационной линии, нуждаются в еще большем внимании, чем другие, потому что они особенно уязвимы. Многие живут в несоответствующих нормам условиях, где отсутствует надлежащая инфраструктура. Другие сталкиваются с насилием в семье.
Чтобы решить такие проблемы, в настоящее время в районе проводятся анонимные опросы для оценки самых актуальных проблем, с которыми сталкиваются эти женщины.