В Абхазии женщины пытаются достучаться до тех, кто принимает решения.
В Абхазии уже много лет лидеры женского движения пытаются повысить осведомленность общества о домашнем насилии и способствовать принятию закона о семейно-бытовом насилии.
Проект «Закон молчания» осуществляется уже год, с задачей достичь эту цель посредством информационных и образовательных мероприятий с вовлечением правительственных и общественных организаций.
Проект осуществлялся при поддержке Фонда социально-культурных инициатив в рамках курса по гражданскому образованию.
У участников этого курса была возможность разработать свои проекты и получить небольшой грант.
Среди них оказалась и Камма Гопия, активист по защите прав женщин из Абхазии.
— Передо мной стояли задачи: провести несколько дискуссионных клубов, осуществить встречи с депутатами парламента.
Первый дискуссионный клуб проходил 11 марта 2021 года, я пригласила молодых ребят, активистов, блогеров, журналистов для того, чтобы мы обсудили ситуацию с домашним насилием.
Выступал юрист Центра гуманитарных программ Саид Гезердава, были специалисты службы социальной поддержки детей и семей при министерстве социального обеспечения и демографической политики РА, которые рассказывали непосредственно о ситуациях, с которыми они сталкиваются.
И был историк Денис Гопия, который развеял миф, стереотип о том, что в Абхазии есть какие-то запреты перед женщиной. Он рассказывал о семейных традициях, об отношениях между мужчиной и женщиной, о роли женщины в традиционном абхазском обществе.
На втором дискуссионном клубе присутствовали специалисты: руководитель Службы социальной поддержки детей и семей при министерстве социального обеспечения и демографической политики РА, сотрудники МВД, представители организаций, которые непосредственно занимаются случаями семейно-бытового насилия.
Мы обсуждали проблемы, с которыми сталкиваются наши организации, когда речь заходит о случаях насилия в семье, какие механизмы помощи существуют и чего нам не хватает для того, чтобы разрешить ту или иную ситуацию.
Третий дискуссионный клуб. Важно отметить, впервые в Абхазии, проходила встреча жертв домашнего насилия. Они рассказали о том, что с ними происходило, а психолог Анна Торгашова рассказала о том, какие бывают ситуации, где жертвам просить помощи, как быть в таких ситуациях, и откуда берется насилие в семье?
А потом были онлайн-встречи, дискуссионные клубы проходили по зуму. Юрист ЦГП Саид Гезердава представил законопроект о семейно-бытовом насилии. Кроме того, у меня были встречи с четырьмя депутатами парламента РА.
Все встречи были положительные. Я почувствовала, что они готовы поддержать, обсуждать эту тему. У нас существует мнение, что депутаты не хотят обсуждать эту тему, не принимают этот законопроект, даже не хотят его рассматривать.
Некоторые депутаты не знали, что разработан законопроект. Должен был состояться круглый стол, но я не смогла его провести из-за пандемии COVID-19, а затем по семейным обстоятельства (ушла в декретный отпуск).
Была необходимость моего присутствия, я не хотела, чтобы кто-то его провел, поэтому его отменили. Но я продолжала проводить информационную работу.
Мы разработали брошюры, в которых расписано, что такое домашнее насилие, перечислен список организаций, которые помогают людям, куда жертва может обратиться.
Когда я говорю о домашнем насилии, все почему-то думают, что я про женщин говорю, которых мужья избивают. Нет. Семейно-бытовому насилию подвергаются и дети, и люди с ограниченными возможностями, и пожилые люди. Просто так получилось, что у нас больше женщин оказалось в такой ситуации.
И сейчас мы в процессе создания серии видеороликов (10 видеороликов), в которых известные люди в нашем обществе будут рассказывать о домашнем насилии, о том, что здоровая часть общества поддержит и поможет жертвам насилия. И будут указаны адреса, куда люди могут обращаться в той или иной ситуации.
В социальных сетях Facebook и Instagram были созданы страницы, я публиковала все мероприятия, которые проводила, информацию о том, что такое домашнее насилие (физическое, психологическое и т.д.), про мифы и реальность, про законопроект и т.д. С разрешения жертв насилия, анонимно опубликовала несколько историй.
Я получала сообщения от девушек, которые оказались в такой ситуации, им некуда было обращаться. Они не получали поддержку со стороны родных, долгое время терпели, но в какой-то момент поняли, что не могут жить в таких стрессовых условиях и принимали решение уйти из семьи.
- С какими трудностями вы сталкивались, когда проводили кампанию?
— Сама тема очень сложная для нашего общества. И как только кто-то говорил о теме домашнего насилия, сразу они подвергались критике. Да, у меня были комментаторы, которые говорили, что мы все сочиняем, но их было мало. Я ожидала, что их будет намного больше. Может потому, что я этим проектом занималась, я у людей ассоциируюсь с благотворительностью (ранее Камма Гопия была руководителем благотворительной организации «Киараз»), я не почувствовала сопротивления.
Когда я начинала этот проект, я очень боялась, что на меня потянется просто шквал негатива, о том, откуда мы все это берем, домашнего насилия в Абхазии нет, это все мы придумали. Но все это меня обошло. Проблемы, которые были – это время, в которое мы живем сейчас. Это – пандемия COVID-19.
- Вам удалось изменить ситуацию, удалось превзойти ожидаемый результат? Можете привести примеры?
— Успешно прошли все дискуссионные клубы и онлайн-зумы, по 18 человек присутствовало на каждом.
Информационно меня поддерживали местные и региональные медиа такие как Радио «Эхо Кавказа», «Jam-news» и другие. Несколько раз они брали у меня интервью, корреспонденты приходили на наши мероприятия.
Помимо того, что они освещали проект, они общались с другими организациями, расширяли тему и пригласили на интервью представителя социальной службы.
Освещение было, но сказать, что я изменила ситуация с домашним насилием, я думаю, что пока нет, еще предстоит много работы.
- Проблема домашнего насилия все еще актуальная в Абхазии. Какие ваши дальнейшие шаги? Вы планируете продолжать кампанию?
— Мы доделаем видеоролики и завершим проект. Я очень надеюсь, что видеоролики послужат еще один импульсом для того, чтобы продолжать обсуждать эту тему и попытаться эту ситуацию изменить.
Если говорить о принятии законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия, то здесь все зависит от депутатов парламента. У меня есть надежда, что новый созыв парламента РА больше будет расположен к обсуждению этой темы.
Мне хочется сказать женщинам, я в этом убедилась, что на самом деле очень многие женщины сталкиваются с такой ситуацией в жизни, и за счет того, что они все молчат и не знают о существовании друг друга, эта проблема и создается, что они продолжают в этом жить, создавая проблемы себе и своим детям.
Хочу сказать женщинам, чтобы они не боялись, что люди, наше общество, грамотное, образованное, мудрое стоит рядом с ними. И оно поддержит и защитит, чтобы они не боялись говорить о своих проблемах и решать их.
Что толкает женщину на какой-то героизм?
Это защита и забота о своих детях, и в этой ситуации именно так и нужно размышлять, что женщина, которая оказывается в ситуации насилия, она должна себя спасти, и она должна спасти своих детей, потому что дети, которые живут в стрессе, в ситуации, где есть насилие в семье, это очень сильно, негативно влияет на их становление и на их будущее.
Анаид Гогорян, контрибьютор Women4Peace Network из Сухума.
В опубликованных на сайте материалах сохранены термины и топонимика, используемые авторами.
Содержание этой публикации/статьи не отражает официальной позиции партнеров издания. Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов.