Женщины в миротворчестве: прогресс и проблемы

В Грузии участие женщин в мирных процессах возросло, но часть экспертов считает, что нужно больше усилий для решения конкретных проблем, стоящих перед женщинами в конфликтных зонах.
В декабре прошлого года парламент Грузии утвердил национальный план действий на 2012 — 2015 годы по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1325 (1820, 1888, 1889 и 1960) «О женщинах, мире и безопасности».
Цель национального плана – обеспечение безопасности женщин после конфликта, учет их потребностей в конфликтной ситуации, превенция гендерного насилия, а также обеспечение участия женщин в мирных переговорах, строительстве и сохранении мира.
15 октября 2008 года, после краткосрочной грузино-российской августовской войны, начались Женевские переговоры под председательством Евросоюза, ООН и ОБСЕ. В дискуссии участвуют Грузия, Россия и США, а также представители Цхинвали и Сухуми. В рамках переговоров созданы две рабочие группы, первая из которых рассматривает вопросы безопасности, а вторая гуманитарные темы.
Одним из важнейших достижений переговоров было решение 18 февраля 2009 года о создании Механизмов превенции инцидентов и реагирования на них, в отношении Южной Осетии и Абхазии.
Глава грузинской делегации на Женевских переговорах Серги Капанадзе считает, что участие женщин в урегулировании конфликтов очень важно. Положением дел в грузинской делегации он доволен.
«В российской делегации за исключением одного случая, женщины не были представлены, а со стороны абхазов и осетин была всего одна женщина», — заявил Капанадзе.
Менеджер проекта Женской организации ООН Тамар Таварткиладзе говорит, что в соответствии с национальным планом действий, растет участие женщин в формате Женевских переговоров.
«Из 10 членов грузинской делегации – трое женщины. Это указывает на то, что с целью повышения роли женщин, определенные меры принимаются», — говорит она.
В марте 2012 года состоялась первая консультативная встреча женщин — участниц переговоров с неправительственными организациями, работающими по вопросам гендерного равноправия и проблем женщин. Эта рабочая встреча предусматривала представление делегатам рекомендаций женских организаций, чтобы они смогли учесть на переговорах такие вопросы, как возможность посещения могил за линией конфликта, доступность медицинского обслуживания лицам, проживающим на оккупированных территориях, особенно для женщин и детей и т.п.
Однако каких-то крупных продвижений в этих вопросах пока достигнуто не было.
Участник Женевских переговоров, руководитель департамента международных организаций Министерства иностранных дел Грузии Теона Гиунашвили говорит, что о быстрых результатах говорить сложно.
«Участие женщин в процессе переговоров в Женевском формате очень важно, поскольку облегчит идентификацию женских проблем», — заявила Гиунашвили. «Но исходя из формата Женевских переговоров, сложно говорить о разовых быстрых результатах, поскольку гуманитарные вопросы и вопросы прав человека часто политизируются. Поэтому, пока говорить о результатах сложно, мы обязательно продолжим обсуждение этих проблем».
Руководитель Женской сети Кавказа Нино Цихистави считает, что рост числа женщин в переговорном процессе сам по себе не решит всех проблем.
«Сегодня в Грузии участие женщин в решение конфликта фактически равно нулю. Разговоры о том, сколько женщин участвуют в Женевских переговорах и об утверждении плана действий по резолюции 1325, для меня, как для человека которого волнует эта сфера, ничего не значат, поскольку это сухая статистика», — говорит Нино Цихистави.
«Разговаривать нужно не о том, сколько мужчин и женщин участвуют в процессе, а о том, как решаются конкретные вопросы, связанные с женщинами».
По словам представителя департамента международных отношений Министерство по делам вынужденно перемещенных с оккупированных территорий лиц и расселению Натии Ланчава, «принятие плана было очень важно исходя из специфики страны, поскольку  больше полумиллиона граждан Грузии являются вынужденно перемещенными лицами».
«Наше министерство уже работало по многим вопросам, предусмотренным национальным планом действий. Например мы предоставляем вынужденно перемещенным женщинам бесплатную юридическую помощь».
Успешно оценивает имплементацию плана действий юрист центра по защите прав женщины и ребенка при аппарате Народного защитника Грузии Анна Арганашвили.
«Представитель Народного защитника регулярно посещает рабочие встречи и наблюдает, как работают представители разных государственных структур. Можно сказать, что этот процесс идет довольно успешно. Государственные структуры усердно в него включились и на данном этапе нет видимых препятствий к тому, чтобы план был выполнен».
Нино Цихистави, в свою очередь, говорит о том, что многие преступления против женщин, совершенные в ходе конфликтов, не расследованы.
«Говоря о конфликте и женщинах, главным индикатором является расследование совершенных во время конфликта преступлений. В истории грузинских конфликтов зафиксированы, в частности, десятки случаев изнасилований, но ни одно из них не расследовано и никто из преступников не наказан», — говорит она.
«Требуется политическая воля грузинских властей и очень твердое решение, чтобы женщины эффективно участвовали в решении конфликтов».
О конкретных проблемах с которыми приходится сталкиваться населению, говорят женщины, проживающие в непосредственной близости от конфликтных зон.
«Главной проблемой для нас сегодня является отсутствие коммуникации между гражданским обществом. Грузино-абхазскому конфликту почти 20 лет, а люди все еще лишены возможности свободного передвижения», — говорит Мариана Давитая, глава действующей в Зугдиди неправительственной организации Самегрело-Медиа, которая с 1993 года сама является вынужденной переселенкой.
«Жители Абхазии часто пересекают (административную) границу для торговли, или получения медицинской помощи, но это может стоить им проблем. Было бы хорошо, если бы на Женевских переговорах удалось решить хотя бы этот вопрос».
«Для нас очень актуальная проблема посещения могил, оставшихся по ту сторону конфликта, а также возможность встречи с родственниками», — говорит жительница села Тирдзниси (регион Шида Картли) Мариам Бучукури.
«В нашем регионе много смешанных семей, так как до войны между грузинами и осетинами были тесные связи. Есть село, где большинство невесток – осетинки, но они не могут общаться с родственниками по ту сторону границы, они опасаются даже звонить им».
«До сих пор, ресурс женщин в урегулировании конфликта не был задействован. Неформальные встречи неправительственного сектора проводятся часто, но на высших встречах на правительственном уровне мнения женщин не учитывались. Я считаю, что лица участвующие в Женевских переговоры должны встречаться с гражданским обществом и доносить его мнение на переговорах», — говорит редактор портала Женского информационного центра Нино Модебадзе.
Шорена Лататия

Будьте на связи, общайтесь с нами!

spot_imgspot_img

Статьи по теме

spot_img

Будьте с нами на связи

[td_block_social_counter facebook="womenpeacenetwork" style="style6 td-social-boxed" open_in_new_window="y" f_counters_font_family="394" f_network_font_family="891" f_counters_font_size="eyJhbGwiOiIxNCIsImxhbmRzY2FwZSI6IjEzIiwicG9ydHJhaXQiOiIxMiJ9" f_network_font_size="eyJhbGwiOiIxMyIsImxhbmRzY2FwZSI6IjExIiwicG9ydHJhaXQiOiI5In0=" counter_color="#ffffff" counter_color_h="#ffffff" network_color="#ffffff" network_color_h="#ffffff" tdc_css="eyJsYW5kc2NhcGUiOnsibWFyZ2luLWJvdHRvbSI6IjMwIiwiZGlzcGxheSI6IiJ9LCJsYW5kc2NhcGVfbWF4X3dpZHRoIjoxMTQwLCJsYW5kc2NhcGVfbWluX3dpZHRoIjoxMDE5LCJwb3J0cmFpdCI6eyJtYXJnaW4tYm90dG9tIjoiMjAiLCJkaXNwbGF5IjoiIn0sInBvcnRyYWl0X21heF93aWR0aCI6MTAxOCwicG9ydHJhaXRfbWluX3dpZHRoIjo3NjgsInBob25lIjp7Im1hcmdpbi1ib3R0b20iOiI0MCIsImRpc3BsYXkiOiIifSwicGhvbmVfbWF4X3dpZHRoIjo3NjcsImFsbCI6eyJtYXJnaW4tYm90dG9tIjoiNDAiLCJkaXNwbGF5IjoiIn19" youtube="UCfv3cw8TlPW0tluF3EGpbuA" twitter="tagdivofficial"]

Новые статьи