Слово, которое приходит на ум для описания приграничного региона Грузии Самегрело, — контраст.
Он здесь на каждом шагу: в домах, лицах прохожих, историях судеб и социальных стереотипах. Внимание приезжего Самегрело привлекает не только древней историей Колхиды, живописными горами на горизонте и субтропическим климатом, но и живыми воспоминаниями войны, потухшими глазами женщин и несоответствием в рассказах местных людей с реальной ситуацией их жизни. В постконфликтном хаосе, бедноте и социальной неприспособленности к новым реалиям, процветают безработица, отчужденность, апатия и семейное насилие.
Именно на семейное насилие и гендерное равноправие хотелось бы сегодня обратить внимание, так как сплошь и рядом на улицах Зугдиди встречаешь хмельные взгляды ничем незанятых мужчин, так гордящихся грузинскими традициями и уважением к женщинам за стаканом вина. В то время, как их жены и матери крутятся в ежедневной суете, стараясь не только соответствовать стереотипу почитаемой грузинской женщины, но и обеспечить семью, накормить детей и купить сигареты мужу. Так как он этого требует.
По опросу международной организации UNFPA, проведенном в 2010 г., 4,7% женщин опрошенных в Грузии, отметили, что муж или партнер отнимали у них деньги, которые они зарабатывали. 0,8% женщин утверждали, что они были вынуждены отдавать своим мужьям все заработанные ими деньги.
Самегрело является пост конфликтным регионом, почти треть населения — вынужденно переселенные лица (ВПЛ) из Абхазии. Многие мужчины тут не работают и сидят дома, многие пьют, так как так и не смогли перестроиться на новый уклад жизни. Многие все еще живут воспоминаниями о богатом прошлом, когда Самегрело был транзитным регионом по дороге в Сухуми и Москву. Военная разруха, огромное число ВПЛ, закрытые границы и безденежье — резкий контраст по сравнению с воспоминаниям мужчин ВПЛ о занимаемых ими постах директоров, научных институтах, заводах и фабриках, богатых застольях и выходных в Москве.
В это же время женщины, по традиционному укладу занимавшиеся домом и семьей, оказались сильнее своих мужчин. Они начали печь пирожки на продажу, вышли работать на базар, каждый день с тяжелейшими сумками переходят Ингурский мост, на ту, некогда свою, сторону. Они таскают дрова, чистят орехи, работают на полевых работах, в то время как мужчины поднимают традиционные тосты «за наших женщин и их красоту».
Только вот глаза у этих женщин потухли. Они сетуют на судьбу и войну и принимают так называемую «женскую долю». В таких семьях очень часты случаи семейного насилия.
«Тема семейного насилия в Самегрело очень актуальна. По статистике многих международных организаций, в «этом» нас опережает только регион Кахети. Я не могу сказать, что в семьях ВПЛ случаи семейного насилия случаются чаще чем у местного коренного населения. Это — повсеместная проблема и безработица только углубляет ее», — рассказывает Мака Гогохиа, психолог Кризисного центра женщин в Самегрело, который курирует НПО Ассоциация Атинати.
По ее словам, Атинати с 2008 года ведет активную консультационную деятельность для женщин региона. Регулярно проводятся тренинги и информационные встречи, женщинам рассказывают о их правах и методах решения проблем, а так же дают советы как нужно поступать при случаях семейного насилия. Но, традиционно патриархальное мышление и общественное мнение часто мешают женщинам выйти из замкнутого круга и кому-нибудь рассказать о проблемах. Стереотип «мусор из дому на люди не выносят» силен и сегодня.
«К тому же, город маленький, все всех знают, обсуждают и осуждают, и женщине часто отводится роль виноватой. Мол, если бьет, значит заслужила сама. Поэтому, очень сложно помогать женщинам, пострадавшим от семейного насилия, многие думают: ничего страшного потерплю еще немного, ведь если расскажу, станет еще хуже. В 2010 г. мы учредили специальный кризисный центр для женщин, пострадавших от семейного насилия. За весь год к нам обратились только 7-8 женщин. По итогам 2013 г., к нам за помощью обратилось около 100 женщин. Так что, положение по понемногу меняется», — с надеждой рассказывает психолог.
Все же ситуация с домашним насилием в Самегрело оставляет желать лучшего. По словам психолога Ассоциации Атинати, в кризисный центр помощи обращаются в основном только те женщины, к которым применялось физическое насилие. Долгое время, иногда годами, такие женщины терпят и прощают психологическое и экономическое насилие в семье. Часто они закрывают глаза и на сексуальное насилие. За помощью немногие из них решаются обратиться только после того как их мужья или партнеры переходят на рукоприкладство. Большинство же и дальше терпят, живя в страхе и надеясь, что однажды все прекратится.
«Поэтому, говорить о цифрах и статистике случаев семейного насилия в Самегрело — очень сложно. Нужно иметь в виду, что многим нашим женщинам стыдно, непристойно и страшно об этом говорить, поэтому опросы международных организаций и статистика случаев обращения в правоохранительные органы — только верхушка айсберга реальной ситуации», — уверенна Мака Гогохиа.
По ее словам, отношение служителей закона к данной проблеме тоже имеет важную роль. Раньше сами патрульные, приехавшие по вызову о семейном насилии, не знали как себя вести и пытались не вмешиваться в семейные конфликты. Они редко предпринимали конкретные меры по защите женщин и наказанию буянивших мужчин. Все же, в последнее время проблема семейного насилия в Самегрело стала чаще освещаться в местных СМИ, а патрульные службы ведут образовательно-информационную кампанию, обучая своих служащих поведению в случаях семейного насилия.
Регина Егорова, журналист
Фоторепортаж Регины Егоровой: Лица Самегрело
В подписях к снимкам использованы взятые автором интервью, а также материалы исследования «Проблемы и нужды местного населения в Самегрело-Земо Сванети» (2013 г.), автор Георгий Тархан-Моурави.
[nggallery id=5]