На сегодняшний день мы имеем неразрешенный конфликт в двух регионах Грузии и вконец испорченные отношения между грузинами с одной стороны, осетинами и абхазами — с другой.
А попытка решения вопроса военным путем, привела к многочисленным жертвам и закончилась еще большим усугублением конфликта: как политического противостояния, так и национального. Вместо решения проблемы, этот путь привел к обострению противоречий и завел возможность политического решения вопроса в тупик. Хочу поговорить о важности народного миротворчества и о возможном мирном решении упомянутых конфликтов, используя один из многих инструментов, уже опробованных другими народами. Например, независимый центр связи и коммуникации для пострадавших от конфликта сторон.
Если в начале вооруженного противостояния в ЮО и Абхазии, конфликт, хотя бы номинально, носил локальный характер и рассматривался как местная проблема, то со включением в него России с одной стороны и Запада с другой, этнический конфликт (который с самого начала, вряд ли был таковым), перерос в глобальную проблему двух сфер влияния, каждая из которых готова на крайние меры, для того, чтобы не допустить усиления противника в регионе.
Можно только удивиться, какая огромная работа была проделана для того, чтобы эти народы прониклись друг к другу такой ненавистью и непониманием. На сегодняшний день, Грузия, со всеми народами, его населяющими, превратилась в очередной полигон для выяснения отношений между глобальми политическими соперниками. Сейчас уже неважно – кто и когда сделал первый выстрел в этом противостоянии и сколько ему было за это заплачено.
Сейчас у нас (у нас всех: грузин, осетин, абхазов), другая задача: каким-то образом изменить положение вещей, исправить ошибки, которые были совершены за эти десятилетия, или хотя бы, уменьшить тот ущерб, который бил нанесен в течении этого времени.
Это действительно трудная задача. Те силы, которые формально заняты в этом процессе, на самом деле не заинтересованы в реальном решении проблемы. Они преследуют совсем иные цели и пора это признать. Надо думать о том, как нам самим решить проблему, которую нам навязали и которую никто не решит, кроме нас самих же.
К сожалению, наши ресурсы ограничены и, прежде чем начать работу в этом направлении, нам самим необходимо преодолеть психологический барьер, созданный годами вражды и кровопролития. Нужно четко понять, кто и каким образом заинтересован в решении проблемы и кто будет саботировать любое позитивное движение всеми доступными средствами.
Рассчитывать на поддержку «великих держав» или военно-политических блоков в этом деле не приходится. Как раз они, менее всего заинтересованы в решении проблемы. Тем более, мирным путем. Даже на уровне местной администрации и правительств, добровольное сотрудничество вряд ли ожидаемо.
Следует признать, что все органы власти в регионе (вне зависимости от того, идет ли речь о грузинском правительстве или властях Абхазии или ЮО), находятся в прямой зависимости от сил, их поддерживающих и заинтересованных в продолжении противостояния.
Это – несомненный факт. Поэтому, действенной поддержки от них быть не может: как только наметится позитивный сдвиг, дальнейший процесс будет саботирован под давлением заинтересованной стороны.
Исходя из ситуации, необходимо действовать совершенно иными методами и опираться на поддержку тех сил, которые не вовлечены напрямую в противостоянии глобальных военно-политических блоков. Разумеется, в работе по восстановлению доверия между народами, никто не сможет сделать больше, нежели сами заинтересованные стороны, т.е. сами народы.
В первую очередь, речь идет о методах народной дипломатии. Как показал международный опыт использования этого метода, никто не в состоянии решить проблемы национального характера лучше, нежели сами люди, оказавшиеся по разные стороны «баррикады».
Касаемо поддержки, без которой никакое позитивное продвижение невозможно, существуют международные организации, специально созданные для работы именно в этой области и располагающие соответствующим организационным и финансовым ресурсом.
И хотя некоторые из таких организаций до сегодняшнего дня так и не привели ни к какому прорыву в области урегулирования конфликта и налаживания отношений между враждающими этническими группами, нельзя терять надежду на то, что рано или поздно им это удастся. Так или иначе, в деле восстановления доверия между народами, раздельными многолетним конфликтом, эффективнее всего опираться именно на поддержку подобных организаций.
Кроме стандартных сложностей в деле восстановления доверия, существуют и проблемы, усложняющие работу в данном конкретном случае. Скажем, в вопросе, касающемся осетин, существуют дополнительные нюансы, которые усложняют и без того проблематичную задачу восстановления доверия.
Дело в том, что сами осетины разделены на три группы вследствие грузино-осетинского конфликта. Хотя речь не идет о каком-то непонимании между этими группами, а тем более, вражде. Эти группы разделены административными границами и практически лишены возможности перманентного общения и консолидации.
То есть, осетины, живущие в ЮО, Северной Осетии и на территории, не оккупированной российской армией, не в состоянии выработать общую позицию и выступить как единый этнос в процессе урегулирования конфликта.
«Международная Ассоциация Оссетинских Женщин, проживающих в Грузии» некогда выступала с инициативой создания коммуникационного центра для всех осетин пострадавших в результате конфликта. В самом деле, для начала процесса восстановления доверия, необходимо выработать общую позицию, которая включала бы в себя пожелания и мнение всех частей этноса. Иначе, даже при условии начала реальных процессов урегулирования, с осетинской стороны может быть представлена лишь позиция части этноса, которая может и не учитывать интересы остальной части осетин.
Помимо чисто политического момента, такой центр мог бы помочь в решении других проблем, которые невозможно решить стандартными методами, в следствии объективных причин. Например, все вопросы юридического характера, касающиеся гражданских дел, вообще являются неразрешимой проблемой, т.к. несмотря на прекращение военных действий, Россия и Грузия – две страны, в которых сконцентрировано почти все осетинское население, не имеют даже дипломатических отношений. Само физическое перемещение людей между этими двумя странами практически невозможно. Для граждан Грузии, во всяком случае.
То, что необходимость создания подобного единого центра на территории Грузии давно назрела, не вызывает сомнения. Другое дело, что подобный центр не может находиться под протекторатом какого-либо правительства или политической силы, участвующей в конфликте. Иначе, неизбежна дискредитация подобного центра, как независимой и не политизированной организации. Аналогичные национальные организации, существующие как на территории Грузии, так и в России или в ЮО, не способны консолидировать всех осетин именно вследствие давления на них административных или политических сил, которые в конечном итоге и получают контроль над деятельностью этих организаций.
Целью этого центра было бы создание благодатной почвы для последующих действий, которые и в самом деле могут привести к урегулированию конфликта. Ведь, для того, чтобы сесть за стол переговоров, представители конфликтующих сторон должны иметь хотя бы молчаливую поддержку своего народа для принятия решения.
А это не так легко, так как после начала военного столкновения в ЮО и Абхазии, выросли целые поколения людей, воспитанных в духе вражды. Годы военного конфликта, вооруженного противостояния и целенаправленной работы СМИ по поддержанию «образа врага» с обеих сторон, привели к тому, что проведение каких либо политических переговоров в направлении примирения враждующих сторон не имеет особого смысла. Подобную ситуацию невозможно исправить лишь различными методами народной дипломатии. Должна измениться сама атмосфера взаимоотношений и общения.
Автор Изольда Тигиева, президент Международной Ассоциации Осетинских женщин проживающих в Грузии