Исламский радикализм – растущая угроза не только для Панкисского ущелья. По мнению экспертов, религиозный фанатизм молодежи, активизация подпольных движений наблюдаются и в других частях Грузии: в Аджарии и регионе Квемо Картли.
«Если не сотрете эту карикатуру, если продолжите это оскорбление, клянусь Аллахом, прольется ваша кровь. Клянусь тем Богом, в который ты не веришь, что своими руками оторву тебе голову. Уверен, что ваша кровь дороже чернила вашего пера».
«Адресатами этой угрозы являются журналисты азербайджаноязычного сайта Renessans.ge. Автор – гражданин Грузии, председатель благотворительного Фонда имени имама Али – Джавид Гурбанов», — писало информационное агентство Информационный центр Кахети в одном из опубликованных 23 июня материале.
Дело касается рисунка, на котором молодые люди в цветной одежде с книгами в руках вместе с голубями выбегают из клетки. Примечательно, что автор угрозы воспринял клетку, как мечеть.
«У карикатуры не было религиозного подтекста. Рисунок – символ стремления из тьмы необразованности к образованию и здравому смыслу. К сожалению, многие восприняли это как оскорбление ислама. За этим последовала критика и угроза в наш адрес. Мы ничего не имеем против религии или языка. Мы лишь против радикализма. Кроме того, на веб-странице любой может зафиксировать свое мнение. И те, кто нас критикуют. Мы всегда готовы к дискуссии», — разъяснил один из основателей веб-страницы Садам Алиев в беседе с IWPR.
Одной из первых, кто отреагировал на этот факт, была Хартия журналистской этики Грузии.
«Свобода слова и выражения в Грузии защищена законодательством страны, а непосредственно Уголовным кодексом, карается и препятствие профессиональной деятельности журналиста, и угроза», — говорится в заявлении, распространенном Хартией.
Директор Фонда регионального развития Кахети Тамар Бекаури говорит, что угроза физической расправы неприемлема для нее, хотя лучше бы издание воздержалось от публикации материала с подобным содержанием.
«Давайте вспомним нападение на сатирический журнал «Шарли Эбдо» в Париже и акцию протеста, которая прошла и в Панкисском ущелье против карикатур с религиозным содержанием. Лучше бы издание установило какой-то механизм саморегулирования. Подобные послания раздражительны для нашего общества».
Теолог из Аджарии Нодар Давитадзе разделяет мнение Тамар Бекаури о том, что СМИ должны быть осторожнее во время беседы на тему религии: «Свобода слова не должна перерасти в оскорбление. Ты свободен до тех пор, пока не затронешь свободу другого».
Открытое противостояние между общинами на религиозной почве кроме Панкисского ущелья участилось и в Аджарии.
Директор Центра обучения правам человека и мониторинга (EMC), правозащитница Тамта Микеладзе в беседе с IWPR говорит, что в последнее время состояние мусульманской общины в Аджарии особенно осложнилось. По ее словам, в течение прошлого года было зафиксировано шесть социальных конфликтов религиозного характера:
«Государственная политика в плане защиты прав мусульманской общины неэффективная. Мусульманская община годы является жертвой угнетения и дискриминации».
Свобода выражения
Одна часть экспертов полагает, что разряжению напряжения между общинами значительно поспособствует получение местными мусульманами религиозного образования и в целом образования.
«Мусульманам нужна экономическая или социальная среда, в которой они смогут развиваться. Так как у них не получается сделать это в Грузии, едут в основном в Турцию. Эти люди позже возвращаются в Грузию, отличаются хорошим образованием, но у них нет среды для развития. Поэтому им приходится разными методами сохранять свою идентичность, выживать», — объясняет Тамта Микеладзе.
«Именно в ответ на дискриминацию по религиозному признаку они начали активно думать о религиозном образовании. Именно так открылись пансионаты. Примечательно и то, что в этих пансионатах не виден тот процесс радикализации, который встречается в отдельных группах. Наоборот, они отличаются лояльностью в отношении государства и проводят политику умеренного ислама», — отмечает она.
Теолог Нодар Давитадзе и сам учился в Турции.
«Места, где бы человек полноценно научился тому, как заниматься имамством, в Грузии нет. Получение образования за границей связано с разными проблемами. Когда получаешь образование на иностранном языке, передавать все это на грузинском сложно. Естественно, лучше, чтобы человек получал образование на своем языке», — рассказывает теолог Давитадзе.
«Действующие имамы жалуются на отсутствие соответствующего обучения на месте и в этом плане на дефицит местных кадров, что представляет собой достаточно серьезную проблему. Поэтому мы считаем важным начало образовательных проектов и открытие медресе не только в Панкиси, но и во всех тех регионах, где мусульманская община компактно расселена. Образовательные проекты будут осуществлены и в Аджарии, и в Восточной Грузии», — отвечает председатель государственного агентства по религиозным делам Заза Вашакмадзе на критические оценки экспертов.
Популярность ростет
В последнее время за интересом мусульманской молодежи к религии последовало появление нескольких новых течений.
«Государство пытается усмирить, подчинить и контролировать общее управление грузинских мусульман. Эта религиозная организация на данном этапе формально представляет собой общину грузинских мусульман (и суннитов, и шиитов), но она не реагирует ни на один случай угнетения. Вечно остается благодарной и лояльной по отношению к властям», — говорит директор Центра обучения правам человека и мониторинга (EMC) Тамта Микеладзе.
Беглар Камашидзе – муфтий общего управления грузинских мусульман в Аджарии. Существование управления зависит от государственных дотаций и пожертвований, а сфера деятельности, как объясняет муфтий, многосторонняя – уход и ремонт мечетей, оказание помощи нуждающимся семьям, бездомным детям, лицам с ограниченными возможностями.
Муфтий подтверждает, что в последнее время мусульманская паства заметно увеличилась и 70% ее членов – молодежь. Хотя он подчеркивает, что они интересуются лишь традиционным исламом.
«Нет государства, где не нарушаются права людей. И у нас были случаи, но мы стремимся к тому, чтобы в стране был мир, избежать дестабилизации. Мы и православная церковь уважаем друг друга. Мы будем рядом со всеми теми людьми, чьи права будут нарушены, и сделаем все для того, чтобы в стране не было розни», — говорит Беглар Камашидзе, который во время разговора о проблемах, стоящих перед мусульманской общиной, ограничился этим общим комментарием.
Британский журналист Оник Джеймс Крикорян, работающий на Южном Кавказе, хорошо знаком с международной практикой в плане того, как избежать радикализации. Он внимательно наблюдает за развитием событий в разных регионах Грузии, населенных мусульманскими общинами:
«В отличие от Аджарии и Квемо Картли, в Панкиси относительно больше проблем с радикализацией. Панкиси – очень спокойная, мирная, красивая часть Грузии. Радикализация там не новый фрукт, хотя с другой стороны, не все панкисцы хотят поехать в Сирию. Процесс радикализации уже годы идет в Грузии. Сейчас на это обращают внимание только потому, что «Исламское государство» беспокоит весь мир».
Другие причины радикализации
Одна часть экспертов считает, что у укрепления радикальных течений среди молодежи есть и другие основания: антироссийская политическая теория (реакция на проведенную Россией в Чечне политику) и сакральная идея создания Исламского государства и восстановления халифата.
«Ислам для грузинских мусульман – не только вера и идентичность. Это политический проект, который налаживает социальную жизнь, отношение к государству», — говорит директор Центра обучения правам человека и мониторинга (EMC) Тамта Микеладзе.
Журналист BBC Оник Крикорян считает, что самая главная проблема – поверхностное восприятие проблемы радикализма и недостаточное исследование: «Неправительственные организации должны серьезнее подойти к вопросу. Должны разработать определенную стратегию, основанную на правах человека, равноправии и, как минимум, предложить государству дискуссию. Это невозможно сделать чужими руками. Очень важно участие в процессе представителей самой мусульманской общины».
«Так оценивать работу государства совершенно неадекватно. Желательно, чтобы вы сказали о конкретных фактах и мы расскажем о том, как агентство по вопросам религий отреагировало по каждому из них. Мероприятия, которые нужно провести, носят комплексный характер, включают в себя в основном экономические, культурные и образовательные вопросы. Каждая рекомендация разрабатывается с учетом исторического опыта и общечеловеческих ценностей, на основе профессионального исследования и научного анализа, при совместном участии квалифицированных экспертов и ученых», — отношение государства к вопросу радикализации объясняет председатель государственного агентства по религиозным делам Заза Вашакмадзе.
Антивирус — образование
В результате и эксперты, и публичные служащие согласны с тем, что самым сильным оружием против агрессивной пропаганды является образование. А в процессе образования очень важна роль СМИ, как медиатора. В образовательный процесс можно включить интеллектуально-развлекательные программы, мультфильмы, комиксы и др.
По мнению Оника Крикоряня, нужно идентифицировать, какая образовательная программа больше всего влияет на радикализм и рекрутирование. «Нужно установить, какую внеклассную деятельность можно использовать для превенции насильственного экстремизма (имеются в виду спорт, школьные клубы, театр, музыка и т.д.). Главное, чтобы правительство поощряло и развивало свободное пространство, где мусульманская община, гражданское общество, организации вместе будут обсуждать решение проблемы».
Согласно информации государственного агентства по религиозным делам, государство планирует превенцию радикализма комплексными мероприятиями.
«Наряду с образовательными проектами в Панкисском ущелье планируются осуществление культурных и социальных проектов, проведение вместе с разными организациями гуманитарных, культурных и образовательных мероприятий, которые будут подчеркивать особое внимание государства к ущелью», — разъясняет председатель агентства Заза Вашакмадзе.
Автор материала Лука Пертая