Активистки Женского клуба Абхазии провели социологический опрос населения, чтобы выяснить, как относятся граждане к запрету абортов.
Анаид Гогорян
Почти 85% респондентов сказали, что они не согласны с решением парламента о запрете абортов, а 15% выразили согласие с принятым законом. Среди мужчин процент согласных больше — 32,88%. Среди женщин 88,69% несогласных. Между тем, в Гудаутском и Галском районах примерно треть опрошенных согласны с законом.
В исследовании приняли участие 809 человек, из них 663 женщин и 146 мужчин со всех районов республики, это 0,5% от общей численности населения. Были проведены интервью с экспертами, врачами, депутатами, общественными деятелями. Почти половина всех опрошенных – это люди в возрасте от 20 до 40 лет.
Закон о здравоохранении, который устанавливает запрет искусственного прерывания беременности, был принят парламентом Абхазии в январе 2016 года. Одна из статей закона предусматривает запрет абортов даже по медицинским показаниям, за исключением случаев антенатальной гибели плода (больше о принятии в Абхазии закона о здравоохранении читайте в статье Абхазия: эксперты в области медицины осуждают «опрометчивый» запрет на аборты).
Зимой этого года в Абхазии был создан Клуб «Женская инициатива». В рамках Клуба, в июне этого года в Сухуме прошел первый Женский форум. Больше о самом форуме и женском движении Абхазии читайте в статье Закон о запрете абортов активизировал работу женских организаций Абхазии.
На вопрос «Как вы считаете, что может способствовать повышению рождаемости в Абхазии?» было предложено семь вариантов ответа, из них пять вариантов делали упор на материальную и социальную поддержку со стороны государства и на просветительскую деятельность, и лишь один вариант предлагал сохранение законодательного запрета абортов.
Женщины сделали упор именно на материальную и социальную поддержку (более 85%). В то же время ни один из этих вариантов ответа не получил мужской поддержки выше, чем 18%. То есть, мужчины недооценивают важность мер государственной поддержки семьи в вопросе повышения рождаемости.
Анализ фокус-групп показал, что представительницы разных слоев общества отрицательно оценивают принятие закона, считая его непродуманным и не учитывающим реальную ситуацию в стране.
Наиболее впечатляющими оказались материалы фокус-групп с многодетными матерями, которые вынуждены элементарно выживать, поскольку поддержка государства не обеспечивает даже минимальных потребностей многодетной семьи.
Многодетные женщины считают, что депутаты, принявшие закон, далеки от реальной жизни и, особенно, от положения в сельской местности, где нет аптек, детских садов и яслей, а иногда и магазинов, зато есть высокий уровень безработицы и бедности. Запретительные меры ни к чему хорошему не приведут, уверены большинство женщин. Сами родители должны планировать рождение детей, в зависимости от условий и здоровья. Если государство хочет повысить рождаемость, нужно обеспечить нормальные условия для рождения и воспитания детей.
На прошедшем форуме член Общественной палаты, журналист Надежда Венедиктова обобщила результаты опроса и высказала свое мнение по его результатам:
«Я была поражена гражданской зрелостью женщин, всех возрастов. Я поняла, что не хватает дискуссионных площадок для обсуждения важных проблем, потому что зрелость, которую проявили женщины при обсуждении этого вопроса, говорит о том, что люди думают. Несмотря на то, что они живут в достаточно сложных материальных и прочих условиях, они думают и думают хорошо. При этом, на фоне их мнений, решение, принятое парламентом, выглядит особенно непродуманным, скоротечным и, как говорят некоторые респонденты – опасным. У меня было ощущение, что простые женщины больше понимают в реальной жизни, чем большинство членов парламента, которые проголосовали за этот закон».
Надежда Венедиктова так же подчеркнула, что большая группа многодетных матерей вскрыла такой пласт жизненных трудностей, который реально существует и который не известен многим депутатам, что ей самой стало тревожно за страну:
«Все их рассказы, все их жалобы показывают, что государство в значительной мере отстранилось от социальной ответственности за их судьбы. Размеры пособий настолько далеки от прожиточного минимума, что говорить о том, что государство в какой-то мере помогает, не солидно. Семья из трех детей получает 250 рублей (около 4$) на человека, когда одна пачка памперсов стоит 900 рублей (около 14$). И эти женщины проговорили много предложений. По сути, набросали программу государственной поддержки в этом вопросе».
Государство, по ее мнению, должно прислушаться к этим голосам, и взять на вооружение советы женщин.
Очень интересным было обсуждение в фокус-группе молодых женщин, это студентки, молодые специалисты, уже работающие. Они говорили о том, что закон в таком виде, в каком он есть, без общественной экспертизы, просто оскорбляет женщин.
Молодые женщины настолько заинтересованы в своем личном пространстве, что проговаривают это, они хотят, чтобы государство считалось с этим личным пространством.
«Это признак более зрелого общества», — уверенна Надежда Венедиктова.
Очень активно обсуждалась проблема абортов и в фокус-группе гражданского общества. Они тоже говорили о том, что не проявлено уважение к женской точке зрения, к женским потребностям, что закон настолько гендерно не равноправен, что вызывает у них возмущение и сожаление.
После знакомства с материалами опроса создается четкое понимание того, что это исследование – и есть та общественная экспертиза, которая должна была быть пройдена, при принятии закона. Не после, а до этого, это было бы полезно для самих парламентариев, которые ознакомились бы с реалиями жизни, с которыми они плохо знакомы.
Все же, абхазские власти, кажется, прислушались к голосу общественности и пообещали принять поправки к закону, предусматривающие разрешение абортов по медицинским показаниям. Об этом на вышеупомянутом первом женском форуме Абхазии в июне заявил присутствовавший там спикер парламента Валерий Бганба.
Со своей стороны, сотрудник Ассоциации женщин Абхазии Мариетта Топчян отмечает, что ее радует, что все таки состоялся разговор, что представители власти встретились с общественностью и было услышано мнение людей по такому болезненному для общества вопросу.
«Я принимала участие в проведении опроса, и хочу сказать, что меня порадовало, что говорили молодые женщины в фокус-группах, многодетные мамы, которые воспитывают по 5-6 детей. У них есть проблемы, но они такие оптимисты. Хотят еще рожать детей. И молодежь настроена на то, что когда они создадут семьи, они хотят иметь много детей. Это хороший индикатор, что наше общество здоровое», — говорит Мариетта Топчян.
Фото Анаид Гогорян
В опубликованных на сайте материалах сохранены термины и топонимика, используемые авторами. IWPR и редакция сайта не несут ответственности за содержание авторских материалов.