Ожидания неправительственного сектора увидеть больше женщин в законодательном органе Грузии после парламентских выборов 2016 года не оправдались.
Кетеван Бердзенишвили
Представительство женщин в парламенте Грузии девятого созыва, который население выбрало в 2016 году, по сравнению с парламентом предыдущего созыва, выросло незначительно, лишь на 4 процента и в конечном счете составило 16%.
Что стало причиной такому незначительному росту, почему в Грузии не поддерживают женщин-политиков и какова сегодня политическая активность женщин?
Часть гражданского общества считает, что избиратель пока не привык делать выбор в гендерном разрезе. Другая часть думает, что в Грузии существует ряд навязанных стереотипов, которые видят женщину в определенной роли и не дают ей возможности развития.
Квоты в парламент: голоса за и против
Представитель «Центра развития гражданского общества и демократии», эксперт Владимер Божадзе полагает, что в Грузии есть много препятствующих факторов для самореализации женщин в политике: культура, традиции, и, в первую очередь, финансы. С этой точки зрения, заметное отсутствие финансовой независимости женщин действительно является проблемой.
«Вошедшие в парламент женщины должны все сделать для того, чтобы во время следующих выборов в партийных списках каждый третий был другого пола. Это должно быть определено законом. Квотирование – обязательная норма, которая должна способствовать росту представительства женщин», — уверен Божадзе.
Его мнение не разделяет член парламентского меньшинства из «Единого национального движения» Элене Хоштария. По ее словам, она будет поддерживать и работать над искоренением насилия в отношении женщин, в том числе по вопросам политической активизации женщин, хотя не считает, что квотирование – это эффективное средство повышения политического представительства женщин:
«Считаю, что людей должны выбирать по профессионализму и квалификации. Женщины могут конкурировать с мужчинами в политической борьбе, но не считаю правильными искусственные меры», — говорит Элене Хоштария.
Против роста количества женщин путем временной меры квотирования настроена и независимый мажоритарный депутат парламента Саломе Зурабишвили. По ее мнению, активность именно женщин-парламентариев, их деятельность должна быть толчком для будущих женщин-политиков.
Необходимость введения квотирования в качестве одного из важнейших факторов улучшения активности женщин-политиков видит депутат парламентского большинства из партии «Грузинская мечта – демократическая Грузия» Тамар Хулордава. Но вместе с тем она считает, что параллельно нужно повысить знания избирателей, о важности квотирования. А государственные структуры должны работать больше над вопросами искоренения насилия в отношении женщин.
Просвещением против неравенства
Конкретно с какими инициативами выступят сами женщины депутаты для решения названных ими проблем, об этом они пока сами открыто не говорят, но в Грузии есть организации, которые уже несколько лет работают как в Тбилиси, так и в регионах для повышения знаний политических субъектов, избирателей, гражданского общества, СМИ и студентов.
Среди них «Институт многопартийной демократии Нидерландов» (NIMD), представитель которого на Южном Кавказе Леван Цуцкиридзе говорит, что в регионах Грузии встречаются невероятно талантливые и решительные женщины. Впечатляют их возможности, принципиальность и энергия. И этим женщинам приходится справляться с большими проблемами, чем их коллегам в столице.
По наблюдениям Левана Цуцкиридзе, в регионах Грузии сильнее, чем в столице действует антидемократическая пропаганда и усиливаются страхи людей, что страна потеряет силу национальных традиций. Это происходит и от нехватки образовательных и информационных ресурсов, а также от того, что неправительственный сектор не может охватить все в масштабах страны. Поэтому, по мнению эксперта, работающим в регионах женщинам приходится преодолевать намного больше барьеров, нежели другим:
«У них меньше ресурсов, и под этим я подразумеваю не только финансы. В регионах намного меньше тех пространств, где можно конструктивно говорить об этих проблемах и вопросах. Школы демократии являются одним из таких пространств в Грузии. Людям, в основном занимающимся физическим трудом, сложно объяснить, почему равенство женщин и мужчин является приоритетным вопросом, тогда как большая часть населения живет за гранью бедности, вся семья рассчитывает лишь на одну корову, а молодые люди безработные. И наша работа заключается в том, чтобы лучше разъяснить эти принципы, показать людям связь между равенством, правами человека и развитием, экономическим благополучием, счастьем. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд, так как у нас есть очень хорошие примеры этого в нашем и ближайшем, и далеком прошлом».
О меньших ресурсах в регионах говорит и независимый член Сакребуло (орган местного самоуправления) Кутаиси Нато Катамадзе, которая на парламентских выборах была представлена мажоритарным кандидатом от «Республиканской партии». Несмотря на ее высокую узнаваемость, избиратели отказали ей в депутатском мандате.
Нато Катамадзе считает, что причиной тому были недостаточные финансовые и человеческие ресурсы. Кроме того, по ее мнению, в регионах избиратели меньше доверяют женщинам политикам.
На парламентских выборах 2016 года в Кутаиси, в котором было три мажоритарных мандата, были зарегистрированы девять женщин, в том числе две от инициативных групп. Ни одна из них не смогла получить больше 8% голосов избирателей. Главные политические силы страны – «Грузинская мечта» и «Единое национальное движение» — вообще не представили женщин кандидатов.
Сеть журналистов для гендерного равноправия
С целью политической активизации женщин, с 2014 года, с политическими партиями, женщинами лидерами и избирателями в Грузии работает «Сеть журналистов для гендерного равноправия», которая создана при поддержке Международного фонда избирательных систем (IFES).
Одним из приоритетов работы организации является достижение гендерного равенства в политике именно путем избирательных систем и выборов. Организация активно работает над вопросами политического усиления женщин. Является членом группы политического участия женщин; подключена к процессу адвокатирования и лоббирования введения на законодательном уровне гендерного квотирования. IFES так же является одним из авторов законодательного предложения о квотировании.
Успех активности организации по большей части обусловлен существованием гендерных медиацентров в восьми городах, восьми регионов страны (Кахети, Квемо Картли, Шида Картли, Имерети, Гурия, Самегрело – Земо Сванети, Самцхе-Джавахети, Аджара), которые были основаны в ноябре 2014 года.
Директор «Сети журналистов для гендерного равноправия» Хатуна Джангирашвили отмечает, что в предвыборный период организация одновременно осуществила несколько проектов, целью которых было способствование внедрению принципов гендерного равноправия и повышение участия женщин в выборах, путем повышения знаний о вопросах гендерного равноправия в избирательных процессах.
Благодаря образовательным мероприятиям, гендерные медиацентры сумели объяснить менее информированному обществу важность концепции гендерного равноправия в общественно-политической жизни и те позитивные результаты, которые приносит участие женщин в политике. Все активности организации были направлены на повешение уровня знаний населения, способствование созданию равных прав женщин и мужчин в ранге избирателя и кандидата, возможностей и их реализации.
В 2017 году в Грузии пройдут выборы в местные органы самоуправления. Эксперты в области гендера считают, что до этого времени должна быть создана хорошая почва, чтобы в Сакребуло пришло как можно больше женщин.
Председатель Центральной избирательной комиссии Грузии Тамара Жвания считает, что должно быть больше образовательных программ как для кандидатов, так и для избирателей, особенно для высокогорных и населенных этническими меньшинствами регионов, чтобы повысить их представительство на выборах любого уровня.
«Мы живем в стране, где очень большой показатель селективных абортов и тысячи девочек не рождаются лишь потому, что они девочки. И в этих условиях, когда у нас, мужчин, в действительности присутствует квота на жизнь, стыдно, когда о парламентском квотировании женщин мы говорим, что это «дискриминационная, несправедливая и искусственная мера, и поэтому она излишняя».
Мы должны посмотреть правде в глаза и сказать, что мы являемся обществом, которое несправедливо и беспощадно относится к своим женщинам. Мы должны сказать, что так больше нельзя жить, что такое общество многого не сможет достичь, и это должно измениться. И это должно измениться не когда-нибудь, не потом, а сейчас и здесь», — утверждает Леван Цуцкиридзе, представитель «Института многопартийной демократии Нидерландов» на Южном Кавказе.
На фото – Кетеван Бердзенишвили, председатель правления неправительственной организации «За права и образование», журналист и член журналистской сети для гендерного равноправия в Кутаиси, Грузия. Фото из личного архива.
В опубликованных на сайте материалах сохранены термины и топонимика используемые авторами. IWPR и редакция сайта не несут ответственности за содержание авторских материалов.
Материал подготовлен в рамках проекта по усилению навыков женщин при финансовой поддержке Миссии наблюдателей Европейского Союза